Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

<МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Персоналии

Г

Ганнушкин Петр Борисович

8 марта 1875 г. в деревне Новоселки Пронского уезда Рязанской губернии в многодетной семье сельского врача Бориса Ганнушкина родился мальчик, которого назвали Петром.
Отец был очень занятым человеком, т.к. часто выезжал к больным, однако он старался быть внимательным и заботливым в отношениях с детьми, вникал во все их нужды и старался понять.
Мать была из рода обедневших дворян. Она получила хорошее домашнее образование, знала немецкий и французский, увлекалась философией и любила музыку, живопись, поnotэзию. Она и дала своим детям первоначальное образование.
В 1884 г. семья переезжает в Рязань, где отец получает работу в мужской гимназии.
Туда же поступает учиться и Петр Ганнушкин. Его учеба протекает весьма успешно, однако мальчик избегает участия в различных кружках. Будучи очень общительным, он не любил строгую дисциплину.
Примерно с 13 лет будущий психиатр уже начал проявлять интерес к характеру и психике человека.
В этом же возрасте он прочитал труд И.М. Сеченова Рефлексы головного мозга, в котором автор попытался провести взаимосвязь между психическим состоянием человека и его физическими действиями.
Возможно, именно эта книга заставила П.Б. Ганнушкина уже тогда задуматься о природе человеческой психики.
Во время учебы П.Б. Ганнушкина в гимназии в Рязанской губернии произошло значительное событие. Земский психиатр Н.Н. Баженов провел реорганизацию психиатрической помощи в своем отделении.
Он отказался от смирительных рубашек, ввел систему открытых дверей и психиатрический патронаж, а также значительно улучшил условия содержания психически больных в своей клинике.
Из ранга сумасшедших он возвысил их до уровня просто больных людей, успешно применял и трудотерапию. Деятельность этого замечательного человека не могла пройти мимо внимания гимназиста П.Б. Ганнушкина. Эти события несомненно оставили свой след в его формирующемся сознании.

В 1893 г. П.Б. Ганнушкин заканчивает гимназию с золотой медалью и поступает в Московский университет на медицинский факультет. Здесь он с увлечением погружается в изучение, медицинских наук.
В этом университете в то время читают лекции такие известные ученые, как И.М. Сеченов (отец русской физиологии), М.П. Черинов (профессор кафедры общей терапии и диагностики), А.Я. Кожевников (внес значительный вклад в развитие отечественной неврологии и психиатрии), а также С.С. Корсаков (его докторская диссертация Об алкогольном параличе получила мировую известность).
После 3-го курса П.Б. Ганнушкин окончательно выбрал для себя психиатрию как медицинскую специальность.
Он занимается на кафедре нервных болезней под руководством А.Я. Кожевникова, а на 5-м курсе изучает психиатрию у С.С. Корсакова.
Во время учебы в университете П.Б. Ганнушкин одновременно работает в клинике для душевнобольных, исполняя обязанности младшего и среднего медицинского персонала. Здесь он имеет возможность воочию ознакомиться с различными врачебными системами.
В 1898 г. П.Б. Ганнушкин заканчивает университет. Ему предлагают занять место штатного ординатора, однако он отказывается.
Проработав 4 года, Петр Борисович в 1902 г. занимает должность внештатного ассистента в психиатрической клинике В.П. Сербского. В это время он занимается разработкой материалов амбулаторной клиники и на их основе пишет ряд научных трудов.

Особое влияние на П.Б. Ганнушкина оказывает ассистент С.С. Корсакова С.А. Суханов.
Они совместно опубликовали 6 научных работ, в которых провели анализ не смешанных, а однородных форм болезней.
Они выделили особую конституцию навязчивых идей и показали, как в некоторых случаях они могут перейти в слабую форму шизофрении.
Авторы отметили, что сексуальные отклонения, присущие человеку при навязчивых идеях, являются лишь сопутствующим явлением, а не причиной болезни (в отличие от теории 3. Фрейда).

В 1904 г. П.Б. Ганнушкин защищает докторскую диссертацию Острая паранойя, написанную под руководством В.П. Сербского.
После этого он начинает работать приват-доцентом кафедры душевных болезней Московского университета, читая курс Учение о патологических характерах.
В это время Петр Борисович занимается изучением проблем пограничной и социальной психиатрии.
Он развивает учение о пограничных состояниях психического здоровья, начиная создавать так называемую малую психиатрию.
Применяя динамический принцип, П.Б. Ганнушкин расширил понятие психопатии, определив её как изменяющееся под влиянием окружающей среды личностное образование, а не застывшую аномалию одной из черт характера.
Динамика возраста и социальных условий лежит в основе развития психопатии.
Всякое неблагополучие существования человека обязательно сказывается на его психическом здоровье.
П.Б. Ганнушкин отметил, что чаще всего вспышки психопатии проявляются в подростковом возрасте. И здесь самым главным для дальнейшего благополучного влияния наличность является правильное воспитание.
Условия жизни, общие социальные установки и правильно организованный труд - основные факторы, влияющие на течение психопатии.

В 1905 г. Ганнушкин отправляется в Мюнхен на курсы усовершенствования по психиатрии в клинике Э. Крепелина, который способствовал развитию нозологического направления в психиатрии.
После этого Ганнушкин стал сторонником его учения. В 1908 и 1911 гг. он вторично прошел эти курсы. В 1907 г. Петр Борисович посетил Парижскую психиатрическую больницу святой Анны, где ознакомился с методами профессора В. Маньяна, который придавал большое значение синдромологическому направлению в психиатрии. Э. Крепелин выступал против этого направления, рассматривая психическую болезнь как закономерный биологический процесс. В нозологии он особенно важное значение придавал исходу болезни, при этом мало уделяя внимания симптомам.
Многие, в том числе и В.П. Сербский, выступали против учения Э. Крепелина. Когда В.П. Сербский отказался вводить коллегиальное правление в клинике, усилились противоречия между ним и остальными врачами, а началось это как раз с игнорирования им учения Э. Крепелина.
В 1906 г. третейский суд вынес решение о необходимости коллективного ведения дел в клинике. Профессор В.П. Сербский не согласился с этим решением и начал активно увольнять врачей, не поддерживавших его.
В знак протеста из клиники добровольно ушло 20 сотрудников, среди которых было 7 врачей, в число которых входил и П.Б. Ганнушкин.

Следующий этап его профессиональной деятельности связан с Московской Алексеевской психиатрической больницей. П.Б. Ганнушкин работал там в качестве врача-ординатора до 1914 г. Практическая психиатрия имела для него очень важное значение.
Вскоре после этого он организует издание журнала Современная психиатрия, а также становится весьма влиятельным членом Русского союза психиатров и невропатологов.
В 1914 г. его призывают в армию, а в 1917 г. Ганнушкин демобилизован по болезни. Он возвращается в Алексеевскую больницу, а с 1918 г. работает профессором кафедры психиатрии в Московском университете и директором университетской психиатрической клиники.
П.Б. Ганнушкин продолжает развивать учение о психопатиях, придавая особое значение взаимосвязи психиатрии со всеми социальными и политическими событиями, происходящими в обществе.
Войну и революцию он классифицировал как <<травматическую эпидемию>> всего населения, отмечая наличие связи и взаимовлияния психики людей в целом и их социальной жизни.

П.Б. Ганнушкин живо интересовался психоаналитическими идеями и в качестве эксперимента применял их на практике. В своей работе О психотерапии и психоанализе он высказал мнение, что при определенных условиях психотерапию можно использовать во врачебной практике.
Труд Ганнушкина Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика можно назвать классическим.
В нем очень подробно рассматривается проблема психопатий и дано их четкое определение, включающее:

  1. прирожденность патологических особенностей;
  2. их отражение на всей душевной жизни и развитии личности;
  3. эти особенности таковы, что их носители находятся на грани душевного здоровья и болезни.

Основной темой этой книги можно назвать динамический характер психопатий.
Поэтому при клиническом лечении и исследовании психопатий П.Б. Ганнушкин рекомендует также производить изучение окружающей среды больного.
Пограничную полосу между здоровым и больным психическим состоянием он называет малой психиатрией, однако отмечает, что эта область требует большего опыта, знаний и навыков, чем большая психиатрия, т.к. круг людей, подпадающих под это определение, значительно шире.

Петр Борисович Ганнушкин умер довольно рано - в 57 лет.
Всей своей научной и профессиональной деятельностью он как бы утверждал значимую взаимосвязь врача-психиатра с общественной жизнью, т.к. в основе социальных действий находится состояние психики человека, и в этом плане труд психиатров становится ответственным и значительным.

Источники: 100 великих психологов. - М.: Вече, 2004 - 432 с.
Степанов С.С. - Психология в лицах. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.
Психология: словарь / под ред. А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский.-2-е изд. испр. и доп.-М.: Политиздат, 1990.-495 с.