Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Персоналии

К

Келли Джордж Александр

Джордж Александр Келли родился 18 апреля 1905 г. в США.
В юности он учился достаточно заурядно и, только обучаясь в университете, заинтересовался психологией.
Его первые статьи вышли в 30-е гг. XX в. и были посвящены практической психологии, проблемам общения.
В конце 1930-х гг. Дж. Келли заинтересовался проблемами психологии личности.

Теории, существовавшие в то время, не соответствовали взглядам молодого ученого, поэтому он решил создать собственную концепцию.
Для этого ему даже пришлось разработать особый метод исследования личности, получивший название метод репертуарных решеток.
После защиты докторской диссертации Дж. Келли преподавал в университете и параллельно проводил лабораторные исследования.
Он был талантливым экспериментатором и активно применял свой метод.
В результате им была разработана новая концепция личности, получившая название теории личностных конструктов.

Эта теория появилась в том числе из-за назревшего в научных кругах разочарования в бихевиористских и необихевиористских теориях.
Она стала новым словом в психологии и во многом предвосхитила появление когнитивного направления. 15 апреля 1955 г. вышла книга Дж. Келли Психология личностных конструктов.
В этой работе автор рассмотрел то, как человек строит в своем сознании целостный образ мира и как с помощью этого образа он может предсказывать и контролировать события и поведение окружающих его людей.
Ключевым понятием созданной Дж. Келли теории личностных конструктов, составляющим ядро личности, выступает понятие личностный конструкт - обобщение из предшествующего опыта, создаваемого личностью классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею на собственном опыте.
Личность в теории личностных конструктов представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов.
И чтобы понять личность, достаточно знать конструкты, которые она создает и использует, события, включенные в эти конструкты, и то, как они соотносятся друг с другом.
Если конструкт облегчает адекватность прогнозирования событий, он сохраняется личностью, если же прогноз не подтверждается, то конструкт подвергается пересмотру или исключается.
Действенность этой структуры проверяется личностью с точки зрения ее прогностической эффективности, степень которой может меняться.
Личностный конструкт организует и регулирует поведение, реконструирует систему взаимоотношений, осуществляя понимание объектов в их сходстве и различиях, конструируя образ <<Я>>.

Дж. Келли писал, что все личностные конструкты имеют два противоположных полюса: эмерджентный (полюс сходства элементов конструкта) и имплицитный (полюс контраста).
Для создания конструкта необходимы по крайней мере три элемента, два из которых должны быть похожими друг на друга, а третий - отличаться от первых двух.
В предвидении событий личность выделяет конструкты, которые кажутся релевантными, и тогда выбирает, какой из полюсов релевантных конструктов будет применен. Выбор полюса конструкта называется в теории личностных конструктов сложным выбором.
В соответствии с природой контроля, осуществляемого над элементами, Дж. Келли выделял специфические типы личностных конструктов: упредительный, констелляторный и предполагающий.
Упредительный конструкт отвечает за стандартизацию входящих в него элементов. Констелляторный конструкт может одновременно принадлежать различным областям, но является постоянным только в своей области.
Предполагающий конструкт оставляет свои элементы открытыми для альтернативных конструкций и позволяет личности быть открытой для нового опыта.

Конструкты как сложные образования обладают рядом свойств.
Во-первых, они характеризуются диапазоном применимости, который включает в себя все события, при которых конструкт может быть применим.
Это свойство возникает потому, что все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя от конструкта к конструкту границы диапазона могут меняться.
Во-вторых, существует фокус применимости конструкта, специфичный для каждого человека.
Третьим важным свойством конструкта является степень его проницаемости, по которой они могут различаться.
Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ.
Непроницаемый же конструкт охватывает явления, составляющие его первоначальную основу, и остается закрытым для интерпретации нового опыта. Степень проницаемости и непроницаемости конструктов относительна.
Проницаемость относится только к области пригодности конструкта - конструкт по определению непроницаем для опыта, выходящего за диапазон применимости.
В зависимости от особенностей применимости Дж. Келли выделял основные и периферические конструкты.
По степени устойчивости и неизменности он различал также основные и ситуативные личностные конструкты, а по особенностям диапазона - всесторонние и частные конструкты.
Также они могут быть жесткими, т.е. дающими неизменный прогноз, либо свободными, позволяющими делать различные прогнозы при сходных условиях.

Совокупность личностных конструктов представляет собой систему, имеющую сложную иерархию и множество подсистем. Поскольку конструкт не усваивается извне, а строится исключительно самим человеком, он всегда определен индивидуально.
В своей работе Дж. Келли приводил примеры личностных конструктов, которые человек использует с целью оценки повседневной жизни: взволнованный - спокойный, умный - глупый, мужской - женский, религиозный - нерелигиозный, хороший - плохой и дружеский - враждебный.

Эту книгу можно рассматривать как попытку объединить научные и гуманистические подходы к изучению личности человека.
Здесь Келли предпринял попытку преодолеть несоответствие теоретических концепций личности, создаваемых в разное время, и практических проблем каждого отдельного человека.
Таким образом, он пришел к мысли о создании своеобразной метатеории, которая может быть применена как к научным исследованиям, так и к конкретным проблемам отдельного человека.

Основным принципом подхода Келли было одинаковое восприятие психолога и испытуемого. Он понимал человека как ученого, исследователя, который строит свой образ мира.
По мнению Келли, каждый человек постоянно делает выводы из поступающей к нему информации, выдвигает гипотезы и проверяет их правильность.
Он пытается предсказывать события, свое поведение и поведение окружающих, учитывая при этом всю информацию, получаемую извне.
Таким образом, подход этого ученого сильно отличался от общепризнанных принципов.
Взамен объектного подхода, применявшегося большинством психологов того времени, Дж. Келли предложил субъектный.
Особенностью этой книги также является то, что в ней автор противопоставил свою теорию личности другим концепциям, которые понимают человека как пассивно подчиняющегося воздействию внешних сил, зависящего целиком и полностью от случая и подвластного внутренним, подсознательным иррациональным влечениям.

Джордж Александр Келли умер в 1962 г.
В психологии он выступил в роли новатора, поскольку его идеи на несколько лет предвосхитили развитие науки.
Он создал оригинальную теорию личности, которая была глубоко научной и в то же время имела практическое значение.
Келли противопоставил ее взглядам бихевиористов, он понимал каждого человека как исследователя, постоянно снимающегося построением своего собственного образа мира при помощи конструктов.

Источники: 100 великих психологов. - М.: Вече, 2004 - 432 с.
Степанов С.С. - Психология в лицах. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.
Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдов и др.-2-е изд. перераб. и доп.-М.: Педагогика-ПРЕСС, 1998.-440 с.