Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Персоналии

Л

Лакан Жак

Жак Лакан родился в 1901 г. Он получил философское образозание в Париже, где в то время были очень популярны теории Зигмунда Фрейда.
Именно такое образование позволило Лакану взглянуть позже на творчество Фрейда по-новому, опираясь на философию, психиатрию, а также сюрреализм в искусстве.
Находясь под влиянием взглядов основателя психоанализа, Лакан защитил в 1932 г. докторскую диссертацию, посвященную проблемам паранойи.
При написании этой работы он использовал технику психоанализа собственной личности и особо концентрировался на возникающем при этом механизме сопротивления.
Между тем Зигмунд Фрейд не проявил к его диссертации никакого интереса и мягко дал понять, что его труды не представляют никакого теоретического интереса.
В это время Жак Лакан посещал семинары Кожева, где у него возникла идея о постановке проблемы генезиса Я путем философских размышлений.

Он начал разрабатывать свою первую теорию воображения и осознания, которая сопоставляла доктрины Гегеля и Фрейда.
Очень большое значение для дальнейшего развития взглядов Лакана имело его знакомство с трудами Анри Валлона.
Валлон придерживался идеи Дарвина, согласно которой превращение индивида в объект происходит по законам природной диалектики.
В плане этой трансформации, в том случае, когда перед ребенком встает проема решения собственных конфликтов, опыт зеркала предстает как треш из обрядов пути, который дотекает примерно между шестым и восьмым месяцами жизни.
Он помогает ребенку осознать себя саго и научиться идентифицировать себя в пространстве.
Этот опыт состоит в первую очередь и освоении и осмыслении перехода от зрительного восприятия к воображаемому, а затем - от воображаемого к символическому.
Заимствование идеи стадии зеркала из работ Анри Валлона оказалось для Лакана решающим.
Он очень подробно рассмотрел эту теорию, так что имя Анри Валлона оказалось практически вычеркнутым из истории науки, а создателем теории стадии зеркала и открывателем самого термина считается именно Лакан.

Надо сказать, что лакановское истолкование теории стадии зеркала это нечто большее, нежели просто развитие взглядов Анри Валлона.
У Лакана стадия зеркала уже не имеет ничего общего ни с реальными стадиями, как и с реальным зеркалом, ни даже с каким-либо конкретным опытом.
Она представляет собой скорее своего рода психологический процесс, а точнее - онтологический, в котором проявляется субъект в его самоидентификации посредством установления системы подобий.
Эти подобия он начинает осознавать подобно тому, как ребенок начинает узнавать самого себя, глядя в зеркало.
Несколько позже он более подробно определил этот процесс. По его мнению, это особенное восприятие объясняет возникновение идеи единства человеческого тела.
Это единство обязательно должно быть установлено и утверждено в сознании, поскольку человеку, по мнению Лакана, свойственно постоянно испытывать страх перед угрозой возможного распада на фрагменты.
Эта гнетущая мысль возникает в сознании примерно к концу шестого месяца жизни ребенка.

В то время как Лакан создавал свои первые теории, процесс распространения психоаналитических концепций в Европе усложнялся.
Он характеризовался серьезным расколом, возникшим между венским и английским обществами психоанализа.
Участниками этого конфликта были, с одной стороны, единомышленники Анны Фрейд, продолжавшей в Вене развивать теории отца, а с другой - английские психологи, разделявшие теории Мелани Кляйн. Значительной вехой в развитии этого спора стал конгресс в Мариенбадс, начавшийся 31 июля 1936 г.
Этот конгресс был для Жака Лакана первым серьезным испытанием и сыграл в его жизни огромную роль.
Во время симпозиума, посвященного терапевтическим результатам психоанализа, конфликт между двумя партиями достиг, наверное, своего апогея. И вот в такой ситуации 3 августа во время второго заседания конгресса на трибуну поднялся Лакан. Через десять минут Эрнест Джонс, который был тогда председателем Лондонского общества и вел заседание, попросил его прервать выступление.
Лакан собирался сделать официальный доклад о том, к каким теоретическим обобщениям ему удалось прийти в процессе разработки теории стадии зеркала.
Уезжая на следующий день с конгресса, он не оставил для публикации текста своего выступления, но в 1938 г. поместил основные мысли в статье, посвященной проблемам семьи и опубликованный во французской энциклопедии, в томе Психология.
Также во многом благодаря подробным заметкам, сделанным во время конгресса, содержание этого знаменитого доклада широко известно.

Доклад был поделен на много частей: субъект и Я, тело и осознание его, выражение человеческой формы, либидо, образ тела, образ двойника и удвоенный образ, либидо и рабство, влечение к смерти, разрушение жизненных объектов, нарциссизм и его связь с символикой человеческого сознания, образ Эдипа, близнецы.
Основное внимание уделялось проблеме интерпретации понятия адаптации.
Лакан проводил в докладе мысль о том, что человек не приспосабливает себя к действительности, но пытается ее приспособить к себе.
Новое Я, создаваемое в ходе приспособления к реальности, - это на самом деле двойник, с которым индивид может идентифицировать себя самого.
Уехав из Мариенбада, он отправился прямо в Берлин, чтобы присутствовать на открытии Олимпийских игр.

Лакан был настолько убежден в собственной идее о постоянном страхе личности быть разорванной на части, которую он сформулировал в своей стадии зеркала, что попытался применить ее к немецкой действительности.
Именно в эти дни, проведенные в Берлине, у него возникла собственная теория фашизма.
Как он полагал, нацисты в глубине души испытывали страх перед толпой и именно поэтому так последовательно стремились организовать и подчинить ее.
И Лакан считал, что именно этим страхом объяснялось и стремление самого Гитлера непременно установить четкую иерархию уже внутри самой нацистской организации.
В том же 1936 г. Лакан начал работать над своим произведением По ту сторону принципа реальности, где излагал в сжатой форме идеи, заимствованные у Валлона, Фрейда и на семинарах КоЖева.
Таким образом, Мариенбадский конгресс оказал на Лакана эгромное влияние, спровоцировав всплеск его творческой силы и энергии.

Несмотря на признание огромного вклада Фрейда в психоана лиз, Лакан относился к его творчеству не как к догме, а, скорее, как к тому, на базе чего может быть создано новое учение.
Вместо знаменитой триады Оно - Я - Сверх-Я Лакан в работах 1955- 1957 гг. вывел свою: реальное - воображаемое - символическое.
Реальное - это самая сокровенная часть психики, всегда ускользающая от образного представления и от словесного описания.
Реальное психики непостижимо настолько, что, характеризуя его, Лакан постоянно употреблял кантовский термин вещь в себе.
Воображаемое - это то, что роднит нашу психику с психикой животных, поведение которых регулируется гештальтами. Человек в своем онтогенезе тоже непременно попадает под власть образов.
Это происходит на так называемой стадии зеркала, или воображаемого, в возрасте от 6 до 18 месяцев, когда ребенок начинает узнавать себя в зеркале и откликаться на свое имя.
Символический уровень у Лакана ни в коем случае не является набором символов, а представляет собой лишь определенную необходимость, появляющуюся в человеческой жизни в связи с системой означающих.

Огромное внимание в творчестве Жака Лакана уделялось речи.
Еще до своего рождения человек попадает под влияние речевого поля других людей, которые каким-либо образом выражают свое отношение к его появлению на свет и чего-то уже ждут от него.
Эта речь других людей - по лакановской терминологии речь Другого - и формирует символическое субъекта.
Для маленького ребенка знакомство с миром и с речью Другого начинается с невозможности поддержания адекватного внутриутробному единства с телом матери из-за неизбежных упущений самой заботливой матери. Мать время от времени покидает ребенка.
Этому есть множество причин, ребенку неясных, продиктованных правилами культурного мира, не позволяющих современной женщине носить ребенка на своем теле.
Разлуки с матерью представляются ребенку бессмысленным мучительством, капризами до того времени, пока он, во-первых, не овладеет речью и, во-вторых, не узнает об анотомической разнице полов.
Лакан объяснял это следующим образом: открытие анатомической разницы полов и факта кастрации матери дает наконец объяснение, чего же ради мать покидала ребенка.
Овладение человеком речью (а более по-лакановски - овладение речью человеком) позволяет понять, что же именно говорила мать, оставляя ребенка: она называла имя отца.
Итак, во всех межличностных контактах, для которых отношения между матерью и ребенком становятся первой моделью, имя отца является первым словом, возвещающим закон и символический порядок мира нашей патриархальной культуры.
Имя отца разрывает телесную связь ребенка со своей матерью и устанавливает символический принцип членства в человеческих сообществах.

Жак Лакан умер в 1981 г.
Его творческое наследие огромно, и с[течением времени интерес к нему только возрастает. Лакана называют французским Фрейдом, подчеркивая, какое важное место занимают его работы в истории психоанализа.
Творчество Лакана не удобно для прочтения во многом из-за того, что психолог не ставил перед собой цели донести свои идеи до широких масс.
Но, несмотря на то что в России его работы начали появляться сравнительно недавно, они уже завоевали огромную популярность среди специалистов и людей, интересующихся психологией и психоанализом.

Источники: 100 великих психологов. - М.: Вече, 2004 - 432 с.
Степанов С.С. - Психология в лицах. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.
Ярошевский М.Г. История психологии.-2-е изд. перераб.-М.: Мысль, 1976.-463 с.