Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Персоналии

О

Олпорт Гордон

Гордон Олпорт родился в 1897 г. в многодетной семье врача, в штате Индиана.
В Кливленде он заканчивает государственную школу и поступает в Гарвардский университет, где уже учился его старший брат Флойд на факультете психологии. Гордон же изучает философию и экономику.
В 1919 г. он получает степень бакалавра по этим наукам и начинает работать преподавателем социологии и английского языка в колледже.
Однако спустя год Гордон Олпорт возвращается в Гарвард и го товится получить докторскую степень по психологии.
В 1922 г. он ее получает, но продолжает пополнять свое образование в других городах: Берлине, Гамбурге и Кембридже.
Такой насыщенный академический опыт в разных странах оставил глубокие впечатления. Возможно, поэтому Олпорт так интересовался в дальнейшем международными отношениями.
Этот интерес явно прослеживается и и его работах.
Через два года, вернувшись из Европы, Олпорт устраивается на должность преподавателя в департамент социальной этики Гарвардского университета.
Его волнуют социально-этические проблемы мирового сообщества.
Он уделяеет много внимания исследованию развития личности отдельного индивида в обществе.
В работах Олпорта исследуются сложность и уникальность поведения человека.
Спустя еще два года Гордон Олпорт занимает должность ассистента по психологии в Дармутском колледже, но в 1930 г. вновь возвращается и Гарвард, где он остается уже до конца жизни.

В 1930-х гг. Олпорт со своими сотрудниками проводит ряд исследований по экспрессивному поведению.
Он выделяет два компонента, присущих любой человеческой реакции, - адаптивный и экспрессивный.
Первый определяется моментом и зависит от волевого усилия или навыков личности. Второй же является более глубинным, проявляется бессознательно и без усилий, он определяет манеру и стиль действия.
Экспрессивная часть реакции в поведении человека является более свободной и неограниченной, нежели адаптивная, поэтому она более интересна для изучения, к чему Олпорт и призывает других психологов.
В сотрудничестве с Э. Верноном он проводит исследования, изучающие проблему согласованности экспрессивного движения.
В результате они приходят к выводу, что экспрессивные движения не являются диссоциированными или не связанными друг с другом, а наоборот - хорошо организованными и достаточно согласованными.
В паре со своим коллегой Кентрилом Олпорт провел исследования по оценке точности суждения, основанного только на голосе.
В эксперименте принимали участие около 600 судей, оценивавших 16 говорящих.
В результате исследователи пришли к определенным результатам:

  • соотношение голоса и личностных характеристик превышает уровень случайности;
  • более точна оценка организованных черт и интересов, нежели каких-либо физических качеств.

Олпорт делает обобщение своих данных и исследований других психологов в области экспрессивного движения в поведении личности.
Он пишет, что экспрессивные акты не являются независимыми, однако их согласованность не абсолютна, экспрессивные мотивы никогда не повторяют друг друга.
Их согласованность находится в рамках той согласованности, которой обладает личность человека в целом.
Структурирование экспрессивных движений - весьма сложный процесс, сложными являются и исследования в этой сфере.
К изучению комплексных феноменов нужно подходить на комплексном уровне.

В 1937 г. Олпорт публикует свою работу Личность: физиологическая интерпретация, в которой исследуется развитие личности в тесной взаимосвязи с психофизическими процессами организма.
По определению Олпорта, личность является чем-то средним между ментальным и нервным, связывающим воедино телесное и психическое в человеке, организуя согласованные действия организма как на сознательном, так и на подсознательном уровне.
Олпорт провел различие между общими и индивидуальными чертами.
Последние он назвал личными диспозициями, от общих черт их отличает принадлежность определенному индивиду. Олпорт делит личные диспозиции на кардинальные, центральные и вторичные.
Далее он проводит исследование влияния личных диспозиций и общих черт на поведение человека: участвуют ли они только в управлении поведением человека или же проявляются также в ею инициировании и побуждении.
Олпорт выявляет различия в степени влияния на индивида отдельных черт и диспозиций, а также приходит к заключению, что их внешнему проявлению всегда предшествует какой-нибудь стимул.
Он пришел к выводу, что различные черты тонко переплетены и невозможно провести между ними четкую границу.
Они влияют на поведение человека согласованно, и поэтому очень трудно вы работать метод их классификации.
Олпорт отмечает, что его теория не предполагает полной согласованности.
Напротив, одновременная активизация нескольких разных черт личности предполагает в поведении видимую рассогласованность, которая, однако, может быть на самом деле отражением сложной внутренней организации.
Ее трудно отследить и обнаружить обычными методами психологического исследования, но тем не менее глубинная внутренняя согласованность существует.
Намерения относительно действий индивида в будущем в данной своей работе Олпорт назвал <<интенциями>> и предположил, что они значительно определяют поведение человека в настоящем.
Эта теория вызывает многочисленные споры у современных психологов. Для определения настоящего многие современные теоретики обращаются к прошлому, а не к будущему, в отличие от Олпорта

В 1940-х гг. Олпорт использует в своей преподавательской деятельности письма, написанные женщиной среднего возраста (Дженни Мастерсон) в течение 12 лет молодой супружеской паре. Они помогали стимулировать дискуссии по психологии личности.
Олпорт вместе с учениками применил к ним несколько видов анализа для определения главных черт Дженни. 36 человек, прочитав ее письма, попытались охарактеризовать эту женщину.
Были предложены 198 наименований ее личностных черт, сгруппированных по 8 критериям. Среди всех суждений наблюдалось значительное согласие, что наиболее характерными для нее чертами являлись: подозрительность, центрированность на себе и автономия.
Далее Олпорт дал задание выделить какую-нибудь одну объединяющую тему, которой, можно сказать, отмечено все ее вербальное поведение.
Ответы получились весьма разнообразные. Данная оценка была построена на контент-анализе, и, по мнению Олпорта, результаты этого анализа помогают сделать достаточно надежные первичные выводы относительно структуры личности Дженни.

В 1943 г. выходит его труд Эго в современной психологии, а в 1955 г. - Становление: основные положения психологии личности. В них освещается проблема эго человека и понятие самости.
Оба эти понятия Олпорт представляет как собственные функции личности, можно сказать - ее реальные части, а не отдельные сущности. Все собственное (проприум) является не врожденным, а приобретенным и развитым с течением времени.
Проприум, по определению Олпорта, включает в себя 7 аспектов:

  1. Чувство себя телесного.
  2. Чувство непрерывной самоидентичности.
  3. Самоуважение (эти три аспекта начинают проявляться на протяжении первых трех лет).
  4. Самопротяженность.
  5. Образ себя (эти два аспекта появляются в возрасте от четырех до шести лет).
  6. Самоосознавание (развивается между шестью и двенадцатью годами).
  7. Интенции, долговременные планы и отдаленные цели (развиваются в отрочестве).

В 1961 г. Олпорт публикует работу Модель личности и ее развитие, в которой исследует развитие личности человека.
Сначала он вводит понятие функциональной автономии, за которой стоит противоречивая теория человеческой мотивации.
Сущность этой теории заключается в том, что поведение человека, первоначально обусловленное определенными мотивами, затем функционирует и развивается независимо от них.
Это вытекает из склонности нашей психики сохранять определенную реакцию, даже когда причина, ее вызвавшая, уже перестала существовать.
Впервые Олпорт сформулировал этот принцип еще в 1937 г., за что подвергся серьезной критике со стороны других исследователей.
Некоторые важные вопросы, заданные критиками, побудили Олпорта к более широкому исследованию выдвинутой им теории.
Он выделил два уровня функциональной автономии: персеверативный и проприативный.
Первый включает в себя привычки, повторяющиеся действия, сложившиеся стереотипы; второй - приобретенные интересы, ценности, чувства, интенции, главные мотивы, личные диспозиции, образ себя и жизненный стиль.

Уникальность принципа функциональной автономии заключается в том, что он допускает относительный разрыв с прошлым организма. Это дает возможность исследователю больше сосредоточиться на настоящем и будущем индивида.
В раннем детстве человеку присуще некое внутреннее единство, которое затем дифференцируется, а позже замещается интеграционными процессами.
Растет его эго, расширяется структура индивидуальных черт, появляются зачатки будущих целей и притязаний. Важную роль в это время играет принцип функциональной автономии.
То, что сначала обслуживало определенные биологические цели, становится автономным мотивом, направляющим дальнейшее поведение с первоначальной силой.
Зрелая личность, по определению Олпорта, должна обладать самопротяженностью.
Жизнь человека не может быть привязана только к потребностям и обязанностям.
Человек должен получать удовольствие от жизни, и очень важную роль в этом играет его отношение к себе и внешнему миру.

Зрелая личность предполагает более терпимое отношение, чему способствует реалистичный взгляд как на себя, так и на окружающую действительность.
Основными компонентами подобной самообъективизации являются юмор и инсайт.
Юмор помогает находить радостное и хорошее в обычных ситуациях, что благотворно сказывается на отношениях с близкими и любимыми людьми.
Инсайт помогает человеку понимать самого себя, правильно оценивая, вырабатывая самоприятие, что способствует положительным внутренним эмоциям и относительной удовлетворенности жизнью.
Еще одна характеристика зрелости личности - наличие определенной жизненной философии.
Существование человека должно быть наполнено смыслом, который определяет его серьезное отношение к жизни.
Одним из значительнейших, хотя и не единственным, источников развития философии индивидуума Олпорт называет религию.
Ученый признает, что подобная картина становления личности слишком идеализирована и далеко не все взрослые достигают полной зрелости.

Заслуги и выдающийся вклад Олпорта в психологическую науку общепризнанны.
В 1963 г. его отличают Золотой медалью Американского психологического фонда, в 1964 г. - наградой Американской психологической ассоциации, президентом которой он являлся.
Он также был президентом Общества психологического изучения социальных проблем и участвовал в соавторстве двух широко используемых тестов.

Умер Гордон Олпорт 9 октября 1967 г. в американском городе Кембридж, штат Массачусетс.

Источники: 100 великих психологов. - М.: Вече, 2004 - 432 с.
Степанов С.С. - Психология в лицах. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.
Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования / пер. с англ. М.С. Жамкочъян; под ред. В.С. Магун.-М.: Аспект-Пресс, 2001-607 с.