Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

<МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Персоналии

П

Пиаже Жан

Жан Пиаже родился 9 августа 1896 г. в швейцарском городе Невшателе.
В детстве он увлекался последовательно механикой, птицами, ископаемыми животными и морскими раковинами.
Его первая научная статья была опубликована, когда автору исполнилось только десять лет, - это были наблюдения за воробьем-альбиносом, увиденным во время прогулки в общественном парке.
В том же 1906 г. Жану Пиаже удалось устроиться лаборантом в музей естественной истории к специалисту по моллюскам.
В течение четырех лет он работал там после занятий в средней школе.
За это время в различных журналах были опубликованы 25 его статей, посвященных малакологии (науке о моллюсках) и смежным вопросам зоологии.
На основании этих работ ему было даже предложено место куратора коллекции моллюсков, однако, когда выяснилось, что претендент на должность еще учится в средней школе, предложение было немедленно снято.
По окончании школы Пиаже поступил в Невшательский университет, где в 1915 г. получил степень бакалавра, а в 1918 г. - степень доктора естественных наук.
Во время учебы он читал много книг по биологии, психологии, а также философии, социологии и религии.
После окончания университета Жан Пиаже уехал из города и в течение некоторого времени путешествовал, останавливаясь ненадолго в разных местах.
Так, он поработал в лаборатории Решнера и Липпса, в психиатрической клинике Блейера, а также в Сорбонне.

В 1919 г. он получил предложение поработать в лаборатории Бине в высшей Парижской школе, ему было поручено обрабатывать стандартные тесты на рассуждения, выполненные детьми.
Сначала Пиаже находил такую работу скучной, но постепенно заинтересовался и стал сам участвовать в проведении исследований.
Несколь ко видоизменив тот метод психиатрического обследования, которому он научился в клинике Блейера, Пиаже вскоре стал с успехом применять клинический метод.
Результаты своих исследований он изложил в четырех статьях, опубликованных в 1921 г.
Первоначально клинический метод Пиаже сложился как peaкция на процедуру психологического теста.
Тестовая методика строилась на оценке количества правильных ответов, но Пиаже считал, что наиболее важными являются ошибочные суждения, т.к. имении они выдают те схемы, которые свойственны детскому мышлению.
При этом процесс исследования интеллектуальной деятельно сти выглядит уже не как бесстрастная регистрация поступков и суждений ребенка, но как взаимодействие испытуемого и эксперимсн татора, в ходе которого последним делаются определенные выво ды.
В том же году Пиаже получил приглашение занять должность научного директора в институте Жан-Жака Руссо в Женеве.
Он согласился и следующие два года своей жизни посвятил исследованию детской психологии: особенностям детской речи, причинному мышлению детей, их представлениям о повседневных событиях, о морали и природных явлениях.
На основе опытов он сделал вывод о прирожденном эгоцентризме ребенка и о его постепенной социализации в процессе общения со взрослыми.
Говоря о социализации, Пиаже со временем приходит к выводу, что социальные факторы должны определяться психологически.
Социальная жизнь, по его мнению, не может рассматриваться в целом в ее отношении к психике, вместо этого нужно рассматривать ряд определенных социальных отношений.
В содержание этих отношений Пиаже ввел психологический фактор - уровень умственного развития взаимодействующих индивидов.

В 1923-1924 гг. Пиаже предпринял попытку связать структуру бессознательного мышления взрослого и осознаваемого мышления ребенка.
При толковании детских мифов он использовал выводы Фрейда, но по мере развития собственных идей стал применяй, психоанализ все реже и реже.
Пиаже пригласили преподавать в Невшательский университет, он согласился, и в период с 1923 по 1929 г. работал в двух учебных заведениях одновременно, постоянно переезжая из Женевы в Невша тель и обратно.
В то же время он не оставил и научную работу. При активном участии своей жены Валентины Шатене Пиаже проводил опыты с собственными маленькими детьми, изучая их реакцию на изменение формы куска глины при неизменном весе и объеме.
Полученные результаты вдохновили его на проведение экспериментов с детьми школьного возраста, в процессе которых он обнаружил сдвиг в сторону применения заданий не только словесного характера.
Тем не менее Пиаже не бросал и опытов со своими детьми, наблюдал за их поведением и реакциями на внешние раздражители. В это же время он завершил свои разработки в области малакологии.
К этому периоду у Жана Пиаже сложились определенные взгляды на взаимоотношения живых организмов со средой. Подходя к этой проблеме с психологической точки зрения, Пиаже не оставляет без внимания и биологические факторы.
В 1929 г. Жан Пиаже прекратил преподавательскую деятельность в Невшательском университете и полностью посвятил себя работе в институте Жан-Жака Руссо.
В это время он занимался тем, что применял собственную теорию интеллектуального развития детей в младенческом возрасте к созданию и обоснованию педагогических методов.
Следующие десять лет своей жизни Пиаже посвятил разработке такой области знаний, как генетическая эпистемология.
Эпистемология, или теория познания, исследует познание с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта.
Прежние попытки создания эпистемиологии исходили из статической точки зрения, но Пиаже считал, что только генетический и историко-критический подход может привести к научной эпистемологии.
По-его мнению, генетическая эпистемология должна разрабатывать вопросы методологии и теории познания, исходя из результатов экспериментальных психических исследований и фактов истории научной мысли.
Помимо этого, в эпистемологии Пиаже широко использовались логические и математические методы.
Это масштабное исследование завершается трехтомным сочинением Введение в генетическую эпистемологию (1-й том- Математическая мысль, 2-й- Физическая мысль, а 3-й - Биологическая, психологическая и социальная мысль).

В 1941 г. Пиаже прекратил все свои опыты с детьми младенческого возраста, его исследования теперь касались интеллектуального развития более взрослых детей.
Он исследовал такие образы познавательной деятельности у детей, как число и количество, движение, время и скорость, пространство, измерение, вероятность и логика.
Логико-алгебраические модели, построенные Пиаже, использовали многие известные психиатры того времени в своих исследованиях.
В это время он определил основные стадии детского интеллекта.
В возрасте до двух лет сенсомоторная деятельность ребенка еще не стала полностью обратимой, однако такая тенденция уже просматривается.
Это выражается, например, в том, что ребенок, путешествуя по комнате, способен вернуться в то место, откуда начался его поход.
Интеллект детей в возрасте от 2 до 7 лет Жан Пиаже назвал дооперативным.
В это время у детей формируется речь, а также собственное представление об окружающих предметах, образ и слово в качестве метода познания вытесняют движение, развивается интуитивное, образное мышление.
После этого и до 12 лет интеллект ребенка проходит стадию конкретных операций.
Из умственных действий формируются операции, которые уже в полной мере обратимы и выполняются только на реальных предметах.
Последняя стадия формирования интеллекта - это стадия формальных операций. У ребенка развивается способность к гипотетико-дедуктивному мышлению, которое уже не зависит от конкретных действий.

С 1942 г. Жан Пиаже жил в Париже, где читал лекции, а после окончания Второй мировой войны переехал в Манчестер. В это время он получил почетные звания в университетах Гарварда, Брюсселя, Сорбонны.
В поисках метода проверки интеллектуальных способностей умственно отсталых детей Пиаже обратился к задачам на количество как наиболее универсальным.
Также в Париже ученый продолжал разрабатывать генетическую эпистемологию и выпустил несколько публикаций на эту тему. В 1955 г., получив субсидии от Рокфеллеровского фонда, Пиаже основал международный центр генетической эпистемологии.

Жан Пиаже умер 16 сентября 1980 г. в Женеве.
Его вклад в современную науку огромен. Разработки Пиаже в области детской психологии до сих под используются психологами и педагогами всего мира.
Благодаря новой, созданной им науке - генетической эпистемологии, имя этого швейцарского психолога, философа и логика известно всему миру.

Источники: 100 великих психологов. - М.: Вече, 2004 - 432 с.
Степанов С.С. - Психология в лицах. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.
Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдов и др.-2-е изд. перераб. и доп.-М.: Педагогика-ПРЕСС, 1998.-440 с.