Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

<МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Персоналии

Р

Райх Вильгельм

Вильгельм Райх родился 24 марта 1897 г. в Галиции, которая в то время являлась частью Австро-Венгерской империи.
Его отец был мелким фермером и, несмотря на еврейское происхождение, убежденным нацистом.
В семье говорили только по-немецки, а маленькому Вильгельму запрещалось общаться с детьми еврейского и украинского происхождения.
Мать, которую Вильгельм боготворил, покончила с собой, когда ему было 17 лет, еще через три года умер отец.
Оставшийся без семьи Вильгельм Райх во время Первой мировой войны вступил в австрийские войска, участвовал в сражениях в Италии и дослужился до офицерского звания.
Вернувшись со службы, Райх поступил на медицинский факультет Венского университета, который окончил в 1922 г.
Во время учебы он увлекался психоанализом и уже в 1919 г. стал членом Венского психологического общества, примерно в то же время он начал применять свои знания на практике.
Именно Райх был первым клиническим ассистентом Зигмунда Фрейда, а впоследствии - вице-директором его клиники.

Выступая на психоаналитическом конгрессе в Зальцбурге, Райх впервые обозначает основные элементы своей теории.
Он вводит такое понятие, как оргастическая потенция, а также формулирует тезис об экономической детерминации неврозов.
По Райху, оргастическая потенция - это способность человека полностью отдаться непроизвольной конвульсии организма и полной разрядке возбуждения на высшей стадии генитального соединения. Именно оргазму Вильгельм Райх отводил главную роль в формировании здоровой человеческой психики.
От оргастической потенции зависит душевное здоровье человека.
Основу его составляет то свойство характера, которое, по мнению Райха, совершенно лишено невротического компонента, способность к любви.
При оргастической импотенции (которой страдают большинство людей) возникает застой биологической энергии, который впоследствии становится источником иррациональ ных действий.
Здесь у Райха впервые встречается понятие биологической энергии, которое впоследствии он будет исследовать пол робнее.

В 1924 г. Вильгельм Райх стал руководителем Семинара по психоаналитической терапии.
В это же время он начинает издавать спои труды. В 1925 г. выходит в свет его первая книга Инстинктивным характер.
В ней Райх показывает необходимость расширения анализа психических симптомов, как это делалось ранее, до анализа характера.
Это было его своеобразным открытием, поскольку прежде психоаналитики не пытались находить соответствие между психикой и характером.
Кроме того, Райх объясняет возможность применения психоаналитического подхода к определенным типам шизоидного характера.
Прежде психоаналитики не решались лечить подобные психические расстройства, поскольку считалось, что они не поддаются лечению таким методом.

В книге Функции оргазма, вышедшей в 1927 г., Вильгельм Рай проводит клинические обоснования сексуальной экономики.
Это понятие ввел в психоанализ сам Райх. Он понимал ее как естественную теорию сексуальности, опирающуюся на экспериментальные данные. Предметом этой науки является экономика биологической энергии в организме с его энергетическим бюджетом.
Еще и одной книге, которая была напечатана годом позже - К технике толкования и анализа сопротивления, Райх вновь возвращается к исследованию человеческого характера и излагает принципы ею анализа.
В это время происходит разрыв Райха с Зигмундом Фрейдом.
Райх попытался пройти у него курс психоанализа и получил отказ, что и послужило поводом для прекращения их сотрудничества.
Истинной же причиной были политические взгляды Вильгельма, кото рый увлекся марксистскими идеями и вступил в Германскую коммунистическую партию.

В 1929 г. Райх участвует в создании клиник сексуальной гигиены по всей Германии.
Исследования, проведенные им, показали, что проблема неврозов является массовой.
После этого открытия стало ясно, что психоанализ не является идеальным способом лечения неврозов.
Ведь он требовал большого количества времени, а значит, и крупных материальных затрат, и был не способен помочь большому числу больных. По сути, психоанализ являлся тем способом лечения, который могли себе позволить только состоятельные люди.
В создаваемых им клиниках Райх проводил исследования по созданию методик массового лечения.
Организуемые им клиники были первым шагом в этом направлении. Каждый посетитель клиники мог получить бесплатную консультацию по всем проблемам, касающимся сексуальной жизни.
Неоднократно Вильгельм Райх сам проводил подобные консультации и читал лекции. По его мнению, осведомленность людей в вопросах сексуальной гигиены позволяла избежать расщепления человеческой психики, о которой пойдет речь ниже.
В этом же году он прочитал на ежемесячном собрании в квартире Фрейда доклад о профилактике неврозов, в котором поставил перед общественностью проблему сосуществования психоанализа и культуры.
Он считал, что душевные заболевания являются результатом неустроенности сексуальных отношений в обществе. Человек воспитывается в духе неприятия различных проявлений жизни, особенно сексуальности, а потому приобретает страх перед удовольствиями.
Патриархально-авторитарная культура накладывает на характер современного человека свой отпечаток, происходит отчуждение характера от внутренней природы и внешнего общественного убожества.
Это отчуждение является основой одиночества, беспомощности, страха перед ответственностью, болезненного желания власти, мистических стремлений и сексуальных проблем.
Подобное расщепление структуры психики человека делает несовместимым природу и культуру, влечение и мораль, сексуальность и производительность.

По мнению Райха, человеческая психика трехслойна, что и находит проявление в трех типах общества: капиталистическом, тоталитарном и демократическом. Первый общественный тип призывает к терпимости и самообладанию, к законности и подавлению страстей.
Но подобное подавление инстинктов периодически приводит к проявлению иррационального в человеке.
В социально-политической сфере этот процесс выразился в приходе к власти фашизма, который реализует тягу людей к деструкции и насилию.
Третий слой психики представляет собой естественную, биологическую основу сексуальности, которая является основой любви и творческой активности.
Это психологическая основа демократической системы, в которой устанавливаются естественные отношения между людьми.
В 1930 г. Райх публикует книгу Половая зрелость, воздержание, брачная мораль, которая, по сути, являлась первым анализом проблемы полового воспитания.
Тогда же он переехал в Берлин, где участвовал в коммунистически ориентированном движении психического здоровья, организовывал гигиенические центры, а также выступал с лекциями.

В психоаналитических кругах политическая деятельность Райха не получила одобрения, поскольку подавляющее большинство ученых не разделяли его взглядов.
Его радикальные программы сексуального воспитания не одобрялись товарищами по партии, более того, они осуждались как пропагандирующие сексуальную революцию.
В результате в 1933 г. он был исключен из Германской коммунистической партии, а годом позже - из Международной психоаналитической ассоциации.
Отныне ни одно правительство не хотело принимать Вильгельма Райха у себя в стране.
Некоторое время он жил в Дании, где в 1933 г. и вышла в свет его книга Массовая психология фашизма, написанная на основе впечатлений, полученных во время поездок по стране и врачебной практики.
В этой книге Райх демонстрирует применимость сексуальной психологии к исследованию проблем политического иррационализма.
В результате накопления в организме биологической энергии появляются источники иррационализма, которые выражаются через приверженность масс тоталитарному образу жизни.
Сильное массовое стремление к свободе и страх перед свободой, проникнутой ответственностью, порождают образ мыслей, характерный для приверженцев фашизма.
Естественные влечения человека, и прежде всего - сексуальные, подавляются тоталитарным государством, вытесняются в бессознательное. В результате человек превращается в существо, не способное к какому-либо сопротивлению, таким образом тоталитарная система проникает в психическую структуру индивида.

За свои взгляды и пропаганду сексуальной революции Вильгельм Райх был изгнан из Дании и переехал в Швецию.
В 1934 г. он обосновался в Норвегии, в Осло, где ему было позволено заниматься научной и практической деятельностью.
В 1939 г. Вильгельм Райх перебрался в США, где получил должность адъюнкт-профессора медицинской психологии Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке.
Там Райх много работал в лаборатории и на основании своих исследований сделал вывод о существовании фундаментальной жизненной энергии, присущей не только человеку, но и всем живым организмам. Эту энергию Райх назвал органом.
По его мнению, именно она лежит в основе фрейдовской теории либидо.
Всю свою жизнь Вильгельм Райх посвятил дальнейшей разработке теории оргона.
В 1941 г. он открыл оргоннное излучение в атмосфере и почве.
Позже он спроектировал аккумуляторы оргонной энергии и с 1950 г. начал проводить эксперименты. Райх считал, что с помощью подобных приборов можно лечить такие тяжелые заболевания, как рак, стенокардия и эпилепсия.
В 1954 г. его теория была признана несостоятельной, многие его книги оказались под запретом, было также запрещено использование его метода.
Райх пытался протестовать, но был обвинен в неуважении к суду и заключен в американскую федеральную тюрьму, где в 1957 г. и умер от сердечного приступа.
Среди современников теории Вильгельма Райха почти не встретили отклика.
Из-за политических воззрений многие его труды были незаслуженно забыты либо неверно истолкованы. Тем не менее некоторые его идеи были развиты в сочинениях Э. Фромма и Т. Адорно.
Современные психоаналитики используют его разработки причин развития неврозов и теорию полового воспитания.
Райх несколько преувеличивал значение сексуальных влечений в жизни человека, но его взгляды на биологическую энергию послужили основой для создания современной биоэнергетики.

Источники: 100 великих психологов. - М.: Вече, 2004 - 432 с.
Степанов С.С. - Психология в лицах. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.
Холл К, Гарднер Л. Теории личности / пер. с англ. И. Гришпун.-М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999.-593 с.