Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

<МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Персоналии

С

Сеченов Иван Михайлович

Сеченов Иван Михайлович - известный русский естествоиспытатель, отец русской физиологии и основоположник материалистической психологии в России.
Сеченов положил начало экспериментальным физиологическим исследованиям центральной нервной системы, в частности - головного мозга, участвовал в создании рефлекторной теории психической деятельности животных и человека, фактически создал объективную психологию, заложил основы физиологии труда, возрастной физиологии и др.
Он также сделал важный вклад в естественно-научное обоснование таких проблем психологии и материалистической гносеологии, как вопрос о природе чувственного отражения и его познавательной функции, о связи и переходе от чувственного отражения к мышлению и о природе мыслительных процессов, о роли предметной, практической деятельности в формировании образа и психических способностей.

Родился Иван Михайлович Сеченов 1(13) августа 1829 г. в селе Теплый стан Симбирской губернии (ныне село Сеченово Арзамасской области) в дворянской семье.
В 1848 г. И.М. Сеченов окончил в Петербурге военное Инженерное училище, получив высшее инженерно-техническое образование, а затем поступил в 1850 г. на медицинский факультет Московского государственного университета.
На 3-м курсе он увлекся психологией, считавшейся тогда философской дисциплиной, и эта, по его словам, московская страсть к философии сыграла впоследствии важную роль в его работе.
Окончив университет, он отправился в Германию в лаборатории Гельмгольца, Людвига, Дюбуа-Реймона и др.
Вернувшись в 1860 г. на родину, Сеченов создал в Петербургской медико-хирургической академии первую русскую физиологическую школу, имевшую поначалу физико-химическое направление.
Позже, в 1870 г., Сеченов покинул академию и до 1876 г. заведовал кафедрой физиологии Новороссийского университета.

В то время когда Сеченов работал в медико-хирургической академии, для него самым важным было доказать на опыте, что воля, веками считавшаяся исходящей от души силой, производится маленьким кусочком мозгового вещества.
В накаленной атмосфере споров о душе Сеченов приступает к экспериментам над мозгом, в ходе которых открывает так называемые тормозные центры, раздражение которых задерживает двигательную активность.
Это было великим открытием. Как свидетельствовал сеченовский эксперимент, самый верный признак волевого поведения - умение противостоять раздражителям, задерживать нежелательные импульсы.
И все эти признаки зависят от деятельности головного мозга. Этому открытию и была посвящена статья Сеченова Рефлексы головного мозга (вышедшая в Современнике в 1863 г.).

Сеченов начал строить свою психологическую систему, основываясь на понятии рефлекса.
Он делает набросок мозговой машины, понимая под ней не простое передаточное устройство внешнего раздражителя на движение, а механизм, снабженный несколькими центральными придатками (всего их - четыре), от действия которых и зависит конечный эффект внешнего импульса.
Эта машина, по Сеченову, способна объяснить основные свойства человеческого поведения.
Безусловно, эта модель Сеченова была заметно откорректирована впоследствии, но главное было сделано - намечен новый естественно-научный способ объяснения психических актов, выступивших как действия мозговой машины, а не бессубстратной души.
Сеченов надеялся, что благодаря научным представлениям о мозге удастся создать людей-рыцарей, которые обязательно будут совершать только высоконравственные поступки с неотвратимостью зрачкового рефлекса на свет.

После первого психологического трактата Сеченов опубликовал Физиологию нервной системы (1866) и Физиологию органов чувств (1867).
Последняя работа направляла мысль Сеченова непосредственно в область психологии, где на рубеже 70-х гг. XIX столетия происходили события, которые привели к независимости этой науки и от философии, и от физиологии.
Против Сеченова выступил профессор-юрист К. Д. Кавелин в книге Задачи психологии, отвечая на которую Сеченов наметил свой план построения психологии как опытной науки в статье Кому и как разрабатывать психологию.
Кавелин вместе с другими противниками Сеченова истолковывал его позицию так, словно он лишает психологию самостоятельности, превращая ее в придаток физиологии.
Сам Сеченов за основу своей программы принял постулат о <<родственности>> психического и физиологического <<по способу происхождения>>, т.е. по механизму совершения.
Такая ориентация дала психологии ее основную аксиому, которую Сеченов сформулировал так: Мысль о психическом акте как процессе, движении, имеющем определенное начало, течение и конец, должна быть удержана как основная.
Содержание же психологии составляет ряд учений <<о происхождении (протекании процесса) психических деятельностей>>.
По этой схеме Сеченова, психический акт, подобно нервному, имеет наряду с центральной фазой начальную и конечную, непосредственно соединяющие его с внешней средой.

Триединый психический акт, по мнению Сеченова, принципиально неразделим.
Это значит, что предметом психологического исследования должен быть процесс, развертывающийся не в сознании (в сфере бессознательного), а в объективной системе отношений, т.е. процесс поведения, начальную фазу которого составляют внешние влияния (эта идеяявляется исходной для материалистических теорий).
Главными психическими элементами являются чувствование и действие, а принципом построения поведения - согласование действия с выполняющим сигнальную роль чувствованием, которое трактуется как одна из разновидностей сигнала.
Понятие о чувствовании становится в ряд с другими автоматическими регуляторами.
А связь осуществляется так: мозг получает сигналы не только от внешних предметов, но и от мышечной системы, в результате чего и строится поведение.

В работах Кому и как разрабатывать психологию и Элементы мысли Сеченов поставил перед собой задачу проследить развитие сложных психических форм из элементарных.
В своей программе преобразования психологии в самостоятельную опытную науку Сеченов возлагал главные надежды на объективный метод - наблюдения за генезисом и эволюцией индивидуального поведения.
Но он не смог преобразовать свою теоретическую модель в экспериментальную программу, в чем заключалась слабая сторона его плана разработки психологии (этим занялись его последователи Павлов, Бехтерев и др.).
Объективная психология представлялась Сеченову следующим образом: им был осуществлен переворот, состоящий в радикальном перемещении отправного пункта анализа непосредственно с данных феноменов сознания, веками считавшихся первой реальностью, на объективное, психически регулируемое поведение, познаваемое, подобно другим явлениям науки, только опосредованно.
Первичными для Сеченова являлись взаимодействия организма и среды, а психические продукты - производными от них.
Однако методологические ресурсы сеченовской программы были ограничены: сознание человека непостижимо вне влияния социальных факторов.
Сеченов же знал только один вид детерминации - биопсихический.
Поэтому бесперспективность его замыслов ограничивалась пределами сигнально-психической регуляции поведения организма.
В целом Сеченов следовал традициям материалистической психологии и философии, основанных на естественно-научной, биологической мысли.
Психологическая программа Сеченова базировалась на дарвиновской модели организма как системы, неотделимой от среды и активно адаптирующейся к ней.

Умер Иван Михайлович Сеченов в 1905 г. на 76-м году жизни, оставив после себя колоссальное наследие в области психологии и медицины и множество учеников.
Из его школы вышли В.П. Пашутин, А.Ф. Самойлов, ИР. Тарханов и другие.
На родине Сеченову воздвигнут памятник, а в 1955 г. имя Сеченова присвоено Московскому медицинскому институту.

Источники: 100 великих психологов. - М.: Вече, 2004 - 432 с.
Степанов С.С. - Психология в лицах. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.
Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдов и др.-2-е изд. перераб. и доп.-М.: Педагогика-ПРЕСС, 1998.-440 с.