Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Персоналии

У

Уотсон Джон

Джон Бродес Уотсон родился 9 января 1878 г. в штате Южная Каролина.
Когда Джону было 13 лет, отец ушел из семьи, и мальчик остался с матерью, женщиной строгой и религиозной.
В 1894 г. Уотсон поступил в баптистский университет Фурмана в Гринвилле, намереваясь стать священником.
Окончив его в 1900 г., он получил степень магистра, однако после смерти матери отказался от первоначальных намерений и поступил в Чикагский университет.
В то время там работали известные ученые Джон Дьюи и Джеймс Энджел.
Они во многом повлияли на то, что Уотсон увлекся психологией. Он окончил университет в 1903 г., став самым молодым доктором.
В том же Чикагском университете он и работал преподавателем в течение последующих пяти лет.
Кроме этого, он также занимался и научной работой под руководством профессора Энджела.
Изучая белых крыс, Уотсон пришел к мысли, что в опытах с животными он может выяснить все то, что его коллеги изучают, проводя исследования с людьми.
Самому ученому претила мысль об опытах на людях.

В 1908 г. Уотсон перешел в университет Джона Гопккиса в Балтиморе, где возглавил кафедру экспериментальной сравнительной психологии.
Работая в университетской лаборатории, он постепенно пришел к мысли о создании нового направления в психологии, получившего название бихевиоризм, целью которого стало изучение поведения.
По мнению ученого, именно поведение легче всего поддается наблюдению и изучению, в отличие от сознания и человеческих чувств.
Эти идеи были впервые изложены им в книге Психология с точки зрения бихевиориста, изданной в 1913 г.
В этой работе Уотсон выразил мысль о необходимости проведения поведенческих исследований, поскольку подобные опыты, проводимые ранее, внесли вклад в теорию психических процессов, затрагивавших органы чувств человека.
Однако этих исследований было недостаточно для определения новых направлений экспериментальных исследований.
Так ученый пришел к выводу о необходимости компромисса: либо психология будет изучать факты поведения как таковые, независимо от того, имеют ли они отношение к проблемам сознания или нет; либо бихевиоризм будет пониматься как отдельная наука, независимая от психологии.

Особенностью бихевиористского подхода было то, что исследования человека и животного по своей сути не отличаются друг от друга; по мнению Уотсона, к изучению человеческого поведения нужно применять те же методы, что и к изучению поведения животного.
Основными при этом являются понятия стимула и реакции.
Любое поведение должно рассматриваться как реакция организма на стимулы среды.
Таким образом, ученый утверждал, что по реакции можно сделать вывод о вызвавшем ее стимуле, а также, зная стимул, можно предугадать последующую реакцию.
В работе Психология с точки зрения бихевиориста Уотсон выразил мнение, что психология человека не отвечает требованиям, предъявляемым к ней как к естественной науке.
Занимаясь в основном изучением сознания, психологи предпочитают основывать свои размышления на наблюдении, т.к. не могут проводить эксперименты.
Таким образом, по мнению Уотсона, психология является недостаточно экспериментальной и слишком умозрительной наукой и не решает жизненно важные человеческие проблемы.
Как писал Уотсон, бихевиоризм - это экспериментальная и объективная область естественной науки.
Поведение человека и животного изучается одинаково, без учета влияния сознания.
С этой точки зрения факты, полученные при изучении поведения различных животных, значимы сами по себе.
Таким образом, в своей работе Д. Уотсон предложил отказаться от изучения сознания как самостоятельного объекта исследования, тем самым приблизив психологию к другим естественным наукам.
Ученый признавал, что некоторыми проблемами при таком изменении предмета психологии придется пренебречь, однако считал, что эти оставшиеся проблемы могут быть впоследствии переформулированы таким образом, что бихевиористские методы приведут и к их решению.
В своих опытах по дрессировке крыс Д. Уотсон пользовался методом подкрепления.
Те реакции, выработка которых была ему необходима, поощрялись, а все нежелательные влекли за собой наказание.
Перенося этот метод на поведение человека, ученый считал, что с помощью подкрепления на человека можно влиять, направляя поведение в нужную сторону.
Всего через два года после выхода книги Уотсон был избран президентом Американской психологической ассоциации.

Бихевиоризм получил широкое распространение, и его методы стали использоваться в других науках: социологии, антропологии, педагогике. Особенно активно он использовался в последней.
По мнению Уотсона, при помощи принципа подкрепления можно оказывать влияние на формирующуюся личность ребенка, с тем чтобы получить желаемый результат.
Он считал, что из ребенка можно вырастить представителя любой профессии, можно даже вырастить вора или бродягу, независимо от его изначальных способностей, склонностей, призвания или происхождения.
Этот подход был господствующим во многих воспитательных учреждениях в течение нескольких десятилетий.
Считалось, что при правильном воспитании из любого ребенка можно воспитать гения. Если же педагога постигала неудача, это списывалось на недостаток воспитания.

Д. Уотсон женился в 1903 г. на своей студентке.
Однако в 1919 г. развелся, чему предшествовал бурный публичный скандал.
Его жена Мери Уотсон опубликовала в газете письма мужа, адресованные его юной любовнице, Розалии Рейнер.
Шумиха, поднятая вокруг этого дела, отрицательно повлияла на научную карьеру Уотсона. Ему пришлось бросить работу в университете, и впоследствии он так и не смог никуда больше устроиться.
Он оставил науку и занялся коммерческой деятельностью.
В 1921 г. он устроился на работу в рекламное агентство Дж. Уолтера Томпсона, где достаточно быстро поднялся по карьерной лестнице.
Тем не менее Д. Уотсон все же продолжал распространять свои идеи, но выбрал для этого уже несколько иной путь.
Он сделал попытку популяризовать эти идеи, выступал на радио, печатал статьи в популярных журналах.
Розалия Рейнер стала новой женой Уотсона.
Вместе они выпустили книгу Психологический уход за ребенком, в которой изложили практические рекомендации для молодых родителей.
Основные методы воспитания были конечно же основаны на принципах бихевиоризма.

В 1930 г. Д. Уотсон издал книгу, которую назвал Бихевиоризм.
Основой для этой работы стали лекции, прочитанные им ранее в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.
В 1936 г. он сменил место работы и перешел в другое агентство, где работал до 1945 г.
Однако коммерческая карьера не заставила его отказаться от своих взглядов.
Наоборот, бихевиористские идеи оказались весьма полезны в такой сфере деятельности, как реклама.
Уотсон использовал новые принципы рекламного творчества: он обращал особое внимание на форму преподнесения рекламного сообщения.
Он считал, что с помощью необходимого стимула можно вызвать у потенциального потребителя желательную реакцию, поэтому основная задача состоит в том, чтобы только найти этот стимул.

В 1945 г. Розалия умерла, что очень сильно повлияло на жизнь ученого. Он отгородился от всех людей, поселился в уединенном месте и жил очень замкнуто.
По свидетельствам друзей, время от времени его навещавших, он продолжал писать, занимался наукой.
Однако Уотсон так и не опубликовал написанное, а незадолго до смерти уничтожил.
Он умер в 1958 г.

Его вклад в психологическую науку значителен, как вклад человека, создавшего новое направление в психологии.
Основываясь на опытах, которые он проводил с животными, Джон Уотсон сделал вывод о важной роли поведения при изучении психологии человека.
Поведение, в отличие от сознания, может быть исследовано объективными методами, а значит, оно приближает психологию к естественным наукам.
Неприятности, случавшиеся в жизни ученого, оказали влияние на его деятельность: ему пришлось оставить науку и заняться коммерцией.
Тем не менее он продолжал развивать свои идеи и занимался наукой до конца своей жизни.

Источники: 100 великих психологов. - М.: Вече, 2004 - 432 с.
Степанов С.С. - Психология в лицах. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.
Годфруа Ж. Что такое психология. - в 2-х томах. Том 2.-2-е изд. Стереотип./пер. с франц. Н.Н. Алипова; под ред. Г.Г. Аракелова.-М.: Мир, 1999.-376 с.