Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Персоналии

Ю

Юм Давид

Великий английский психолог и философ Давид Юм родился в 1711 г. в столице Шотландии, городе Эдинбурге.
Его отец был небогатым дворянином, занимался юридической практикой.
И отец и мать Юма хотели, чтобы он пошел по родительским стопам и также стал юристом, но Давид рано осознал, что его абсолютно не интересует данного рода деятельность.
Уже будучи подростком, он поставил в известность своих родителей, прямо заявив им, что чувствует огромное отвращение к любому занятию, кроме литературы, философии и психологии.
Но для этого требовалось получить образование, которое стоило больших денег, которых у отца Юма не было.
Несмотря на это, Давид все же начал посещать Эдинбургский университет, где он жадно читал труды по психологии и философии.
Но вскоре ему все же пришлось пойти в коммерцию, чтобы добывать средства к существованию.
Для этого Юм поехал в Бристоль, где и попробовал себя в роли коммерсанта. Как коммерсант Давид потерпел полное фиаско. К этому времени отец его уже умер.
Давид принял решение отправиться во Францию, чтобы там продолжить образование. Мать не возражала против этого.
И в 1734 г. Давид Юм поплыл во Францию, где пробыл три года, из которых большую часть прожил в городе Ля-Флеш (в этом городе когда-то учился Декарт).
Сначала Юм решил посвятить свою жизнь литературе, но за то время, пока жил во Франции, он написал не какой-нибудь роман или повесть, а свою первую крупную работу, которая называлась он Трактат о человеческой природе и состояла из трех книг. Давид опубликовал его в Англии, в Лондоне; он вышел в свет в 1738-1740 гг.
Первая книга этого трактата была посвящена развитию теории познания, вторая - психологии человеческих аффектов, а третья - проблемам теории морали.
В этом трактате содержится практически уже полностью созревшая знаменитая теория Юма.
Сразу чувствовалось, что данное сочинение писал оригинальный и талантливый автор, хотя, конечно, на Юма повлияли труды Локка, Ньютона, Беркли, Цицерона, Бейля, Бэкона, Монтеня, Шефтсбери, Хатчесона и других ученых.

Этика Юма - это не второй план его учения, а вторая, и главная, его часть.
В ней изучение человеческой природы достигает своего апогея. Юм больше всего сил в своей жизни отдал развитию психологии морали. Юм считал, что человеческая природа неизменна по своей сути, и все поступки человека подчинены жесткому детерминизму.
Он соглашается с Хатчесоном и Шефтсбери в том, что этика является делом чувства и интуиции, а отнюдь не размышления. Правила морали, - пишет Юм, - не являются заключениями нашего разума...
Ценность наших поступков не состоит в их согласии с разумом, так же как их предосудительность не заключается в противоречии последнему>>.
Момент иррациональности, который присутствует в этих установках, Юм объясняет так: Там, где разбужены аффекты, нет места для свободного воображения.
Человеческий ум, будучи по своей природе ограничен, не может проявить свои способности сразу одновременно, и чем больше преобладает активность одной из них, тем меньше остается у него возможности для проявления других
.

Своеобразно подойдя к учению Исаака Ньютона о гравитации, Юм толкует симпатию как некий вид притяжения между людьми.
У Гоббса он почерпнул полное отрицание какой бы то ни было сверхъестественной морали, хотя бы она и имела, по мнению некоторых, божественное происхождение.
Но один из основных пунктов учения Юма составляют выявленные и описанные им многочисленные факты человеческой психики, ее эмоционального содержания, т.е. рефлексии.

Второй том Трактата о человеческой природе составляет изучение аффектов желания и отвращения, радости и печали, злобы и благожелательности, униженности и гордости, отчаяния и надежды и т.д. и их ассоциативных взаимодействий.
Юм уверен, что этика должна быть превращена прежде всего в психологию аффектов или хотя бы на нее опираться, для того чтобы стать научной дисциплиной. Исходя из его теории, можно сказать, что и добродетель и порок не являются чем-то объективным.
Все моральные оценки не ложны и не истинны, они просто являются данностью, так же как взгляды, побуждения и поступки людей.
Юм видит главный способ мышления в ассоциациях посредством чувственных образов.
Он выделял три вида ассоциативных связей: по сходству, по смежности в пространстве и времени, по причинно-следственной зависимости.
В пределах этих видов ассоциируются впечатления, впечатления и идеи, идеи друг с другом и с состояниями предрасположенности к продолжению переживаний, которые возникали ранее.
Надо сказать, что данный труд читатели не поняли и не приняли. Вероятно, Юм опередил свое время, и общество пока еще не было готово к принятию его теории.
Первый трактат Юма явился главным сочинением его жизни; написан он был достаточно простым для понимания обывателя языком, но общая структура его была не так проста.
Вдобавок почему-то распространились слухи о том, что Юм - атеист. Это обстоятельство потом не раз мешало ученому на протяжении всей его жизни и служило препятствием к получению должности преподавателя в университете, хотя он прилагал большие усилия к этому в своем родном городе Эдинбурге и в Глазго.

В начале 1740-х гг. Юм делает попытки популяризировать свою теорию, написав для этого Сокращенное изложение.... Однако и эта работа у читателей успеха не имела.
В те годы Юм наладил связи с важными представителями шотландской духовной культуры. Он подружился с Адамом Смитом и Хатчесоном.
В 1741 - 1742 гг. Юм опубликовывает свой новый труд, который называется Моральные и политические очерки.
В этой книге он рассматривает различные общественно-политические проблемы.
Данная книга была написана живым, ярким языком и имела успех у публики - после ее выхода Юм стал широко известен.
За свою жизнь Юм написал около 50 очерков, которые затем многократно переиздавались.
Среди них знаменитые эссе О бессмертии души, Эпикуреец, О самоубийстве, Стоик, Скептик, Платоник.

В середине 40-х гг. XVIII в. Юм опять начал испытывать финансовые проблемы, вследствие чего он становится сначала ком паньоном некоего душевнобольного маркиза Анэндала, а потом - секретарем генерала Сен-Клера, вместе с которым Юму пришлось участвовать в военной кампании в Канаде, а затем находиться в составе военных миссий в Турине и Вене.
В Италии Юм переделал первую книгу Трактата о человеческой природе в Исследование о человеческом познании.
Этот труд вышел в свет в Англии в 1748 г., но по прихоти судьбы опять-таки не имел успеха у читателей.
Однако сам Юм считал его лучшим из всего, что он написал за свою жизнь.

Юм возвращается в родную Шотландию. В 1752 г. Общество юристов выбирает его своим библиотекарем.
Эта должность не приносила Юму практически никаких доходов, но зато давала возможность пользоваться обширной библиотекой.
В это время он пишет свой знаменитый труд История Англии, первый том которого вызвал у англичан бурю негодования.
Но следующие тома были встречены публикой более благожелательно.
Всего вышло 6 томов. Сочинение имело успех и на материке и было переиздано во Франции.

В 1763 г. закончилась война между Францией и Англией из-за колоний, а после этого Юма пригласили занять пост секретаря английского посольства во Франции.
И в течение двух лет он находился во Франции на дипломатической службе.
В Париже, в отличие от Британии (где в течение многих лет Юм незаслуженно не пользовался популярностью), он был окружен общим почитанием и восхищением.
Он даже думал остаться там навсегда, но от этой идеи его отговорил Адам Смит.
Юм активно переписывался с Монтескье и Гельвецием, дружил с Д'Аламбером, переписывался с Вольтером. В приятельских отношениях он находился с Гольбахом и Руссо.
Французские просветители высоко ценили его труд Естественная история религии, которая вышла в свет в 1757 г.
Особенно активно эту работу на материке популяризировал французский историк-просветитель Шарль де Бросс.

В 1766 г. Юм возвращается в Британию.
В течение двух лет он занимает пост помощника государственного секретаря.
В 1769 г. Юм выходит в отставку и наконец возвращается в свой родной город.
Он начинает воплощать свою давнюю мечту - собирает вокруг себя талантливых в разных областях искусства и науки людей.
Юм становится секретарем Эдинбургского философского общества и активно занимается просветительской деятельностью.
В начале 1770-х гг. Юм много раз возвращался к работе над своим последним значительным трудом Диалоги о естественной религии.
Данный труд он при жизни опубликовать не захотел, поскольку опасался преследований со стороны церкви.
Но в 1775 г. у Юма обнаружились признаки серьезной болезни, и он решил позаботиться о посмертной публикации данного сочинения.
Давид Юм умер в августе 1776 г., когда ему было всего 65 лет.

Источники: 100 великих психологов. - М.: Вече, 2004 - 432 с.
Степанов С.С. - Психология в лицах. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.
Годфруа Ж. Что такое психология. - в 2-х томах. Том 2.-2-е изд. Стереотип./пер. с франц. Н.Н. Алипова; под ред. Г.Г. Аракелова.-М.: Мир, 1999.-376 с.