Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Персоналии

Ю

Юнг Карл Густав

Карл Густав Юнг родился в 1875 г. в швейцарском местечке Кес-виль, в семье небогатого деревенского священника.
Семья Юнгов принадлежала к хорошему обществу, но едва сводила концы с концами.
Его детство и юность прошли в бедности. Юнг получил возможность учиться в лучшей гимназии Базеля только благодаря помощи родственников. Необщительный, замкнутый подросток, он так и не приобрел друзей.
К внешней среде он приспосабливался с трудом, очень часто сталкивался с непониманием окружающих, предпочитая погружаться в мир собственных мыслей.
Он как раз и представлял классический случай того, что сам называл впоследствии <<интроверсией>>.
Окончив Базельскую гимназию, он поступает в 1895 г. в университет.
Сам Юнг видел себя в будущем врачом, намереваясь серьезно заниматься хирургией.
Но через некоторое время он изменил свое первоначальное решение.

Когда Юнг практиковался в клинике и готовился к государственному экзамену, в его руки случайно попал учебник по психиатрии.
На первой странице Юнг прочитал, что психиатрия есть наука о личности.
Тут же он принял решение, которое удивило всех, - серьезно заняться этой наукой.
В те годы психиатрия считалась самым непрестижным для медика занятием, поскольку все успехи медицины в XIX в. не привели к заметным результатам в лечении психических заболеваний.
Еще в отрочестве Карл Густав пришел к отрицанию религиозных представлений своего окружения.
Живой опыт божественного был явлен многочисленными сновидениями: во сне являлись чудовищные, страшные образы.
Поэтому свои мемуары он не зря назвал Воспоминания, сновидения, размышления - сновидения играли огромную роль в духовной жизни Юнга с раннего детства, и на анализе сновидений позже строилась вся его психотерапевтическая практика.
В сновидениях Юнга той поры важен был один из мотивов: он наблюдал образ наделенного магической силой старца.
Интерес к далекому прошлому, как к чему-то постоянно сопровождающему нас сегодня, был характерен для Юнга еще в юности.
В повседневных его заботах жил замкнутый юноша - личность номер один, а в снах являлась личность номер два, совершенно противоположная первой.

В 1900 г. Карл Юнг принял решение работать в качестве ассистента в клинике Бургхельцли.
За годы работы в этой клинике Юнг многого добился - он достиг улучшения состояния многих больных. Юнг задался целью изменить структуру психиатрии, поскольку до него психиатры игнорировали психологию душевнобольных.
А с 1905 г. он начинает читать курс психиатрии в Цюрихе и в это же время занимает пост главврача в университетской клинике.
В этом же году он основывает лабораторию экспериментальной психопатологии при психиатрической больнице, где вместе со своими студентами изучает всевозможные психические реакции.
Психология сделалась для Юнга наукой наук - именно она, как он считал, должна дать современному человеку целостное представление, мировоззрение.

Кроме философии жизни, его не обошла стороной и мода на оккультизм.
На протяжении нескольких лет Юнг принимал участие в спиритических сеансах, познакомился с обширной литературой по астрологии и другим тайным наукам.
В 1902 г. Карл Юнг закончил работу над докторской диссертацией О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов.
Данная работа до сих пор сохранила научное значение - Юнг дает в ней психологический и психиатрический анализ медиумического транса, сопоставляет его с галлюцинациями и помраченными состояниями ума.
Юнг считает, что у поэтов, пророков, мистиков, основателей различных религиозных движений наблюдаются те же состояния, которые психиатр встречает у больных.

С 1906 г. между Карлом Юнгом и Фрейдом начинается оживленная переписка, продолжающаяся до 1913 г.
В эти годы они обмениваются опытом, различными теориями, работами, среди которых Юнг посылает и свою работу Психология Dementia praecox.
Фрейд и Юнг выработали собственные культурологические концепции, которые хотя и спорны, но занимают достойное место в системе культурологических знаний.
В 1890 г. Юнг, работая в Цюрихской клинике, становится его открытым последователем и пропагандистом теории.
Нельзя сказать, что отношения между Фрейдом и Юнгом были всегда дружественные.
Признавая авторитет Фрейда и даже называя его своим учителем, Юнг во многом с ним не соглашался, а в 1913 г. их отношения и вовсе завершаются разрывом.
Сам Юнг воспринимал Фрейда как трагическую фигуру, но в то же время и как великую. Юнг в качестве причины разрыва называет свою работу Метаморфозы и символы либидо.
Там, где Фрейд видел всего лишь сексуальные мотивы и стремление к насилию, Юнг обнаруживал сплетение женского и мужского начал, личных и коллективных факторов с многовековой историей (архетипы).
Объединить все эти понятия в систему Юнгу помогли его исследования в области истории культуры и религии и, конечно, его богатейшая психотерапевтическая практика.

Всегда возникал и возникает вопрос - сотрудничал ли Карл Юнг с нацистами?
Достаточно известно о том, что он был редактором Журнала психотерапии.
Сам Юнг характеризует нацизм как тип массового психоза, который сокрушает общество.
В своих записях он говорит о том, что многие из его пациентов в 1930-х гг. имели фантазии о белокурой бестии, и считает это предупреждением.
Человек использует устное слово, чтобы передать окружающим некоторое осмысленное сообщение.
При этом, кроме слов-символов, которых очень много в любом языке, очень часто используют слова-обозначения, которые не являются строго описательными.
Они имеют значения сами по себе, не являются символами, они - лишь знаки, называющие объекты, за которыми закреплены.

Юнг считал, что переживаемый человечеством психический опыт не исчезает бесследно, а фиксируется в структурах мозга отдельного человека и потом проявляется на инстинктивном уровне в виде так называемых архетипов коллективного бессознательного, которые становятся языком бессознательного и мотивируют поведение человека.
В работах по психологии религии для характеристики архетипикческих образов Юнг использует термин нуминозное, что означает божество.
Этот термин ввел немецкий теолог Р. Отто в книге Священное (1917). У Отто идет речь о восприятии сверхъестественного в различных религиях, в специфически лютеровском понимании страха господня.
Идея Бога является архетипической, она неизбежно присутствует в психике каждого человека, но отсюда невозможен вывод о существовании божества за пределами нашей души.
По Юнгу, есть два типа мышления - логическое и интуитивное.
Для логического мышления характерна направленность на внешний мир.
Такое мышление протекает в суждениях и умозаключениях, всегда требует усилий и воли.
С ним прежде всего связаны наука, техника, индустрия, являющиеся орудиями контроля над реальностью.
А для художественного творчества, мифологии и религии необходима естественная для человека игра воображения.
Подобное мышление непродуктивно для приспособления к внешнему миру, поскольку оно уходит от реальности в царство фантазии, мечты.
Человеческая психика представляет собой совокупность бессознательных и сознательных процессов, в которой между элементами происходит постоянный обмен энергией.
Древние люди ценили опыт сновидений, галлюцинаций как милость божию, т.к. в них мы вступаем в прямой контакт с коллективным бессознательным.
Юнг считал, что переживаемый человеком психический опыт не исчезает бесследно, а остается в структурах мозга, проявляясь на инстинктивном уровне в виде так называемых архетипов, которые мотивируют поведение человека.
Архетипы - это некие мифические образы, являющиеся общими для всего человечества.
Это не имена и даже не философское понятие. Это частицы жизни, образы, которые неразрывно связаны с эмоциями и с живыми людьми.
Изучив жизнь конкретного человека, можно объяснить архетип, встретившийся ему.

Он выделил такие термины, как эксраверт и интроверт в отношении двух наиболее общих типов людей.
Экстравертов характеризует открытость по отношению к окружающему миру, а интровертов, напротив, сконцентрированность на самих себе, которые не зависят от объекта.
Экстраверты и интроверты - это лишь две разновидности людей. Они довольно часто встречаются, и их легко обнаружить.
Однако термины, введенные Юнгом для описания психологических типов, не являются догматическими.
Например, Ганди был одновременно аскетом (интровертом), и человеком политики (экстравертом).

Юнг выдвинул и такой метод, как психологический компас, позволяющий анализировать типы людей. У каждой точки компаса есть противоположный полюс.
Чувства подкрепляются интуицией, а мышление - ощущением.
Например, у человека думающего чувственная сфера будет менее развита (она здесь обозначает способность оценивать обстановку спонтанно, чутьем, не прибегая к рациональному анализу мотивов действия).
У каждой личности эти сферы могут накладываться друг на друга, например у человека действующего могут быть одинаково развиты мыслительная и чувствующая стороны (интуиция в этом случае будет ослаблена).
Очевидно, что чувства и ощущения, будучи незадействованными, вытесняются в область подсознательного, что чревато их внезапной активизацией и неконтролируемым прорывом в виде стрессов или припадков одержимости.

В 1944 г. в возрасте 69 лет Юнг перенес сильный сердечный удар.
После выздоровления для него настал самый продуктивный творческий период, когда он написал наиболее значительные работы.
В последние десятилетия жизни Юнга в его распоряжении был уникальный лекционный зал под открытым небом близ Лаго Маджоре, куда ежегодно со всего мира съезжались ученые, чтобы выступить с докладами и принять участие в дискуссиях по разнообразным вопросам, созвучным юнговской мысли.
Многие наиболее важные работы, относящиеся к последним годам его жизни, впервые были представлены научному обществу именно на этих собраниях.

А 6 июня 1961 г. Карл Густав Юнг скончался после непродолжительной болезни в своем доме в Кюснахте.

Источники: 100 великих психологов. - М.: Вече, 2004 - 432 с.
Степанов С.С. - Психология в лицах. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.
Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования / пер. с англ. М.С. Жамкочъян; под ред. В.С. Магун.-М.: Аспект-Пресс, 2001-607 с.