Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Теории и концепции

Аналитическая психология

[ К.Г. Юнг ]

Аналитическая п сихология (далее А.п.). создана швейцарским психиатром и психологом Юнгом и разрабатывается его многочисленными последователями.
Как и в других теориях глубинной психологии (см. также Психоанализ, Индивидуальная психология), главное внимание в ней уделяется бессознательным психическим процессам. В психоанализе и А. п. есть общие категории и объяснительные принципы.
Динамичный аспект функционирования психики в обоих направлениях представлен понятием либидо.
Однако у Юнга либидо понимается не как сексуальная энергия, а как гипотетическая категория, описывающая различные виды психической активности. Либидо существует в потенциальной форме (желание) и форме активных действий.
Если 3. Фрейд говорил о решающем влиянии на личность инфантильных переживаний, то Юнг обратился к детству человеческого рода.

На основе анализа обширного материала клинического и эксперимент, исследований, древних мифов, сказок, обычаев, ритуалов примитивных народов, религиозных учений, древних наук, таких как алхимия, астрология, Юнг доказал существование коллективного бессознательного, возникшего в результате эволюции биологического вида «человек» и представляющего собой накапливающийся опыт человечества в форме архетипов.
Архетипы являются формами восприятия и осмысления действительности.
Они повторяют, разрабатывают сходный опыт переживаний в разных поколениях.
Человек, не реализующий архетипы, не дающий им выхода через сознание, создает напряжение, которое может разрушить Эго.

Для объяснения движения энергии Юнг ввел принцип полярности: каждому желанию, свойству соответствует его противоположность.
Если человек сознательно стремится к определенной цели, то в бессознательном присутствует противоположное намерение, чем объясняется бессознательный срыв сознательных намерений.
Этот принцип распространяется и на взаимоотношения архетипических фигур (например, Тень — противоположность Эго и Персоны), и на психические функции (см. Типология личности), и на свойства (если мужчина сознательно культивирует маскулинность, то эмоциональность, импульсивность вытесняется им в бессознательное).
Невротическое развитие рассматривается как односторонность, когда доминирует одна тенденция.
Накопленная в индивид, и коллективном бессознательном энергия может переместиться в сознание и разрушить рациональный процесс, потому что ее действие примитивно.
Например, человек стремится быть уступчивым, мягким.
Тогда активность, твердость может проявиться в несоответствующей ситуации агрессивной реакции.
В то же время противоположности, компенсируя друг друга, создают напряжение, способствующее росту.
Если человек сознательно игнорирует какую-либо сферу, например, сексуальность, то бессознательное через сновидения напоминает о ней.

Единство личности обеспечивается трансцендентной функцией.
Она преодолевает амбивалентные тенденции, внутренний конфликт, связывая полярности психики через символичное выражение психического содержания.
Юнг подчеркивал ее естественный характер, не основанный на сознательном намерении.
Проявляясь для преодоления односторонности в развитии, трансцендентная функция дает новую перспективу, которая не предполагалась, не была целью личности и не может быть исчерпывающе понята при помощи сознания.
Наиболее реально ее действие обнаруживается в описании опыта просветления в восточных текстах или, например, в романах Г. Гессе.

Развитие личности, проявляющееся в сближении сознания и бессознательного, Юнг назвал индивидуацией.
Индивидуация протекает как осознание ранее неосознанных потребностей, стремлений, чувств, дальнейшее их расщепление на сознательные и бессознательные части.
Такая дифференциация частей психики позволяет человеку преодолеть полярности, более тонко воспринимать мир и выражать себя.
Индивидуация основывается на ассимиляции индивидуального и коллективного опыта, в результате которого формируются баланс и целостность личности.
На пути индивидуации личность переживает столкновение с архетипическими фигурами.
В них сконцентрированы наиболее важные мотивы, коллизии человеческой, жизни: отношение к другим, их влияние на чел. (Персона), выбор, принятие решений (Эго), отношение к себе, отвержение или принятие себя (Тень), половая идентичность как деление на мужское и женское начала (Анима/Анимус), отношение к сверхъестественному, находящемуся за пределами понимания человека. (Самость). Индивидуация рассматривается как проявление уникального потенциала, заложенного в центре личности — Самости.
Динамика личного может происходить по противоположному пути.
При идентификации Эго с Самостью происходит регрессия к коллективному бессознательному.
Такой способ развития Юнг определил как инфляцию.
Захваченный архетипами человек может переживать власть над собой чего-то мощного и надличного, потерю себя либо собств. надличную силу.
При инфляции Эго может идентифицироваться с Самостью и человек чувствует себя всесильным, избранным, наделенным особыми способностями и властью.
Идеи и образы коллективной психики кажутся порождением собственного сознания, неоспоримыми истинами.
Универсальность этих идей дает возможность мана-личности влиять на других людей.

В А. п. предполагается, что развитие личности имеет определенное направление, основывающееся на действии трансцендентной функции.
В этом смысле для А. п. характерен телеологический подход (т. е. детерминация настоящего будущим), представленный также в теории Адлера. 3. Фрейд осуществлял каузальный подход, отыскивая основания личного в прошлом.
Теория Юнга объединяет эти точки зрения, реализуясь в представлении о трансцендентной функции.
В то же время Юнг не отрицает причинного объяснения явлений настоящего прошлой историей человека.
В поздних работах Юнг ввел также принцип синхронии (или синхроничности), применяемый к событиям, которые имеют сходный смысл, происходят одновременно, но не связаны причинно-следственно.
К ним относятся феномены, описанные как телепатия, ясновидение.
Принцип синхронии может применяться к описанию предчувствий, совпадения некоторых событий и мыслей, ожиданий.
В явлениях такого рода связывается физическая и психологическая реальность.
Действием этого принципа объясняется активизация архетипа, когда сходные сны, фантазии, идеи, состояния психические проявляются у разных людей.
Таким образом, принцип синхронии описывает феномены, не подчиняющиеся законам пространства, времени, причинности.
На основе идей Юнга возникла школа психологической мысли.
Она оказала влияние также на формирование гуманистического, трансперсонального, экзистенциального и других направлений науки и практики, литературу и искусство.

Источники:

  1. Адлер Г. Лекции по аналитической психологии: Пер. с англ. – М.: К.: Ваклер, 1996.-282 с.
  2. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее / К.Г. Юнг, Э. Самюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк: Пер. с нем. И англ. – М.: Мартис, 1995. – 320 с.
  3. Блюм Дж. Психоаналитические теории личности: Пер. с англ. – М.: Академ. Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 224 с.
  4. Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии. – К.: Ника-Центр; М.: Алетейа, 1999.-320 с.
  5. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 128 с.
  6. Зеленский В.В. Анталитическая психология. Словарь (с англ. и нем. эквивалентами). – СПб.: Б.С.К., 1996.-324 с.