Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Теории и концепции

Бихевиоральные теории личности

Бихевиоральные теории личности — направление теории и эксперимент, психологии, основывающееся на схеме S-R (стимул—реакция).
Оно сформировалось в американской психологии на основе идей И. П. Павлова, Дж. Б. Уотсона, Э. Л. Торндайка.
Представители этого направ¬ления — Э. К. Толмен, Э. Р. Гутри, К. Л. Халл, Скиннер, Н. Е. Миллер, Дж. Доллард.
Подход отличается особым вниманием к построению эксперимента, процедуры, научной точности и контролируемости результатов.

Методическим арсеналом Б. т. л. являются процедуры формирования связей между воздействием на личность и определенным поведением.
В Б. т. л. изучаются условия формирования, закрепления, исчезновения привычек, навыков, поведенческих образцов.
Личность приравнивается к промежуточным переменным между стимулом и реакцией.
Не отрицая врожденных факторов, представители бихевиоризма изучают прежде всего наблюдаемое поведение и определяющие его факторы среды.
Формирование личности рассматривается как результат научения: подкрепления одних типов поведения и угашения других.

Основные типы научения: классическое (И. П. Павлов), оперантное (Скиннер), угашение (И. П. Павлов), имитация (Бандура).
Изучение оснований и движущих сил развития личности выступает как анализ физиол. механизмов влечений.
Различают первичные (физиологические) и вторичные (психологические) побуждения.

Развитие личности происходит в процессе дифференциации, иерархизации побуждений, формирования новых образцов поведения на основе подкрепления.
Вторичные побуждения постепенно становятся ведущими.
Система подкреплений также усложняется: первичные подкрепления утрачивают свою роль.
Реакции дифференцируются, обобщаются на основе речи, приобретают внутреннюю организацию.

В русле бихевиорального подхода сформировалось одноименное психотерапевтическое направление, также базирующееся на теории научения.
Его развивают Айзенк, Дж. Уолп, Бандура, А. Лазарус, А. Каздин.
Эмоциональные проблемы рассматриваются в нем как результат формирования связи эмоции с определенным стимулом (например, учитель вызывает у ребенка тревогу).
Признавая, что прошлые события повлияли на возникновение проблем клиента, представители бихевиоральной психотерапии не исследуют корни нарушений.
Невротическое поведение, так же, как и нормальное, рассматривается как результат подкрепления.
В качестве причин поведенческих проблем называют отсутствие адекватной родительской модели, депривацию основных потребностей, травмы, неподдерживающее окружение, отсутствие возможности апробировать и закреплять определенные поведенческие образцы.

Бихевиоральная психотерапия является симптоматической и строится как процесс угашения нежелательного поведения, переобусловливание, моделирование, обучение социальным навыкам, проблемное обучение.
На принципах классического обусловливания построены такие методы, как систематическая десенсибилизация, аверсивная психотерапия, техники угашения.
На оперантном обусловливании базируется тренинг ассертивности (тренинг социальных способностей), модификация поведения.
Моделирование в большей степени опирается на имитацию.
Арсенал современных методов бихевиоральной психотерапии расширяется за счет техник когнитивного подхода.
Бихевиоральная психотерапия критикуется представителями других направлений за игнорирование базисных внутриличностных конфликтов, невнимание к проблеме терапевтических отношений, манипулятивный характер практических методов, неличностную ориентацию.
Некоторые процедуры аверсивной терапии вызывают сомнение по этическим соображениям. В то же время многочисленные исследования показывают ее практическая эффективность.

Источники:

  1. История зарубежной психологии (30-90-е годы XXв.) / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 344 с.
  2. Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии: Методика персонального и социального роста. – М., 1996ю – 432 с.
  3. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности: Пер. с англ. – М.: КСП+, 1997. – 720 с.
  4. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение): Пер. с англ. – СПб: Питер Пресс, 1997. – 608 с.