Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

<МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Теории и концепции

Диспозиционная теория личности

[ Г. Оллпорт ]

Оллпорт определяет личность как реальную сущность каждого конкретного человека, уникального в своем своеобразии.
Личностью ученый называет то, что лежит за конкретными поступками человека внутри него самого.
Личность — это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление.
Она не является статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно эволюционирует.
Наряду с интеллектом и физической конституцией темперамент— это первичный генетический материал, из которого строится личность.
Он особенно важный наследственный аспект эмоциональной природы человека (наряду с легкостью эмоционального возбуждения, преобладающим фоном настроения, колебаниями настроения, интенсивностью эмоций).
Характер является понятием этическим и традиционно ассоциируется с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности
По формулировке Оллпорта, характер — это оцененная личность, а личность — это неоцененный характер.

Наиболее важной единицей анализа того, что представляют собой люди и как они в своем поведении отличаются друг от друга, является личностная черта.
Оллпорт определяет ее как нейропсихологическую структуру, способную преобразовывать функционально эквивалентные стимулы, стимулировать и направлять эквивалентные (в значительной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения.
Черта — это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.
Совокупность черт обеспечивают стабильность поведения человека, его узнаваемость, предсказуемость.
Разнообразные стимулы вызывают одинаковые ответные реакции, так же как и реакции в форме чувств, ощущений, интерпретаций, поступков имеют одинаковое функциональное значение.
Черты личности не пребывают в дремлющем состоянии.
Ситуации, в которых личность оказывается чаще всего, — это, как правило, именно те самые, в которые она активно стремится попасть.

В поздних работах Оллпорта черты получили название диспозиций, среди которых можно выделить три типа: кардинальные, центральные и вторичные.
Кардинальной диспозицией, или главной страстью, обладают очень немногие люди.
Это в высшей степени генерализованная диспозиция, настолько пронизывающая поведение, что почти все поступки человека можно свести к ее влиянию.
Среди личностей с такой диспозицией можно назвать Дон Жуана, Жанну д'Арк, Альберта Швейцера.
Центральные диспозиции являются строительными блоками индивидуальности и представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые легко обнаруживаются окружающими и упоминаются в рекомендательных письмах (например, пунктуальность, внимательность, ответственность).
Вторичные диспозиции — менее заметны, менее устойчивы, менее обобщенные черты, такие как предпочтения в еде и одежде, ситуационно обусловленные характеристики, особые установки.
Личность не является набором разрозненных диспозиций, она предполагает единство, интеграцию всех структурных элементов индивидуальности.

Существует некий принцип организации оценок, мотивов, склонностей, ощущений в единое целое, который Оллпорт предлагает назвать проприумом.
Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы, осознаваемое как наиболее важное и центральное.
Речь идет о такой части субъект, опыта, как «мое», о самости.
Проприум есть некая организующая и объединяющая сила, назначение которой — формирование уникальности человеческой жизни.
Оллпорт выделяет семь аспектов самости, участвующих в развитии проприума с детства до зрелости, называя их проприотическими функциями.
В результате их окончательной консолидации формируется Я как объект субъект, познания и ощущения.

Стадии развития проприума:

  1. ощущение своего тела, образующее телесную самость, которая остается на протяжении всей жизни опорой для самоосознания;
  2. ощущение самоидентичности, значимым моментом которой выступает осознание себя посредством речи в качестве определенного и важного лица, появление чувства целостности и непрерывности Я, связанное с именем ребенка;
  3. чувство самоуважения как чувство гордости по поводу того, что некие действия уже выполняются самостоятельно; важнейший источник повышения самооценки на протяжении всего детства;
  4. расширение границ самости, возникающее по мере осознания детьми того, что им принадлежит не только их физическое тело, но и определенные значимые элементы внешнего мира, включая людей;
  5. образ себя, когда ребенок начинает ориентироваться на ожидания значимых близких, представляя себе, что такое Я хороший и Я плохой;
  6. рациональное управление самим собой, является стадией выраженного конформизма, морального и социального послушания, когда ребенок учится рационально решать жизненные проблемы, догматично полагая, что семья, ровесники и религия всегда правы;
  7. проприативное стремление, является постановкой перспективных жизненных целей, ощущение того, что жизнь имеет смысл.

Над проприумом стоит познание самого себя, синтезирующее перечисленные онтогенетические стадии и представляющее собой субъективную сторону Я, осознающую Я-объективное.
На заключительной стадии проприум соотносится с уникальной способностью человека к самопознанию и самоосознанию.

Индивид представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему.
Адекватная теория мотивации, по мнению Оллпорта, должна рассматривать перспективные цели человека, его намерения.
Ключом к пониманию человека является ответ на вопрос: Что ты хочешь делать через пять лет?
По Оллпорту, личность свободна от прошлого — связи с прошлым исторические, а не функциональные.
Созревание человека — это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления.
Поведение зрелых субъектов, в отличие от субъектов невротичных, функционально автономно и мотивировано осознанными процессами.
Зрелый человек характеризуется такими чертами:

  • имеет широкие границы Я;
  • способен к теплым, сердечным социальным отношениям;
  • демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самопринятие;
  • имеет здоровое чувство реальности;
  • обладает способностью к самопознанию и чувством юмора;
  • имеет цельную жизненную философию.

Теория Оллпорта популярна среди практикующих клинических психологов, психоаналитиков.

Источники:

  1. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 128 с.
  2. Оллпорт Г.В. Личность в психологии. М.: КСП+, СПб: Ювента, 1998. – 345 с.
  3. Психология личности. Тексты/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырев. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 288 с.
  4. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности: Пер. с англ. – М.: КСП+, 1997. – 720 с.
  5. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение): Пер. с англ. – СПб: Питер Пресс, 1997. – 608 с.