Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Теории и концепции

Экзистенциальная психология личности

Это современное направление в психологии личности уходит корнями в экзистенциализм как популярную философскую школу второй половины XX в., возникшую на основе философии жизни, феноменологии, персонализма, идей С. Кьеркегора, Хайдеггера, Ж. П. Сартра, А. Камю и др.
Экзистенциальная психология личности (далее Э.п.л.) связана с именами Бинсвангера, Босса, Мэя, Э. Ван Каама, Дж. Бьюдженталя, с гуманистической психологией.
Нередко в контексте экзистенциального направления рассматривается плоготерапия Франюш.
Феноменологический анализ актуального человеческого существования осуществляется представителями Э. п. л. путем исследования проблем жизни и смерти, свободы и выбора, смысла существования, любви и одиночества.
Единственной реальностью, поддающейся изучению, объявляется уникальное человеческое переживание.
В отличие от гуманистической психологии, где моделью саморазвития выступает самопроизвольно разворачивающаяся самоактуализация, в психологии экзистенциальной такой моделью является активное, субъектное достижение совершенства (perfection fulfillment).

В основе личностного роста лежит взаимосвязанная цепь жизненно важных решений, ответственных выборов, что неизмеримо сложнее фатальной реализации врожденного личностного потенциала.
Как и гуманистическая психология, Э. п. л. ориентирована на будущее, а не на прошлое.
Детерминация личностного развития выбором определенного будущего активизирует врожденные процессы символизации, что способствует открытию личностью новых, более глубоких смыслов.
В то же время выбор определенного будущего неизбежно ведет к онтологическому беспокойству, тревоге, что требует от личности мужества.
Выбор безопасного статус-кво стимулирует переживание онтологии, вины как неиспользованной возможности.
Развиваясь, двигаясь вперед, личность делает усилия, преодолевает трудности, учится на собственных просчетах.
Подлинность предполагает принятие этого болезненного положения дел и нахождение в себе смелости через переживание чувства собственного достоинства сохраняться перед лицом онтологические тревоги и выбирать будущее, уменьшающее онтологическую вину.

Важнейшей целью Э. п. л. является поиск путей достижения личностной аутентичности, соответствия ее существования подлинной внутренней природе.
Собственно аутентичный жизненный путь предполагает целостное творческое самоосуществление.
Аутентичное бытие выражает особое качество человеческого ума, называемое преднамеренностью, благодаря которому становятся возможными жизненно важные для личности решения.
Каждое из таких судьбоносных решений предполагает встречу с альтернативой между неизвестным будущим и упорядоченным, знакомым прошлым.

Среди типов личности, описываемых в экзистенциальной парадигме, можно выделить индивидуалиста и конформиста.
Индивидуалист определяет себя как идеального человека, живущего интеллект, жизнью, что помогает ему адекватно воспринимать происходящее и оказывать влияние на свое социальное окружение.
Обладает тонким вкусом, чувством интимности и любви.
Хотя индивидуалист не избавлен от онтологической тревоги, он не позволяет ей мешать принятию взвешенных решений.
Этот тип личности представляет собой идеал личностного развития, полностью удовлетворяя биологические, социальные и собственно психологические потребности.
В отличие от индивидуалиста — конформист мастерский игрок социальных ролей, удовлетворяющий прежде всего свои биол. потребности.
Это прагматик и материалист, неспособный к символизации и отрицающий значение воображения.
Его взаимодействие с людьми достаточно формально, лишено интимности.
Погруженный в онтологическую тревогу, такой человек чувствует себя бесполезным и ненадежным.
Как результат далеко не идеального личностного развития, конформист предрасположен к т. н. экзистенциальной болезни, возникающей под давлением окружающей среды.

В экзистенциальной психологии личность рассматривается преимущественно в пограничных ситуациях.
Она как бы отгорожена от обыденной реальности, находится вне контекста повседневности внутри напряженных, драматичных жизненных коллизий.

Источники:

  1. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире: Пер. с нем. – М.: К.: Ваклер, 1999. – 336 с.
  2. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1982. – 128 с.
  3. Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия: Пер. с польс. – М.: Совершенство, 1998. – 320 с.
  4. Мэй Р. Любовь и воля: Пер. с англ. – М.: К.: Ваклер, 1997. – 384 с.
  5. Мэй Р. Искусство психологического консультирования: Пер. с англ. – М.: Класс, 1994. – 144 с.
  6. Руткевич А. М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. – М.: Политиздат, 1985. – 175 с.
  7. Хайдеггер М. Бытие и время: Пер. с нем. – М.: 1997. – 452 с.
  8. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности: Пер. с англ. – М.: КСП+, 1997. – 720 с.
  9. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия: Пер. с англ. – М.: Класс, 1999. – 576 с.
  10. Ярошевский М.Г. Личность и общество (Проблемы личности в современной философии – марксизм, экзистенциализм, структурализм, христианский персонализм): Пер. с польс. – М.: Прогресс, 1973. – 544 с.