Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Теории и концепции

Философско-психологическая концепция

[ С.Л. Рубинштейн ]

Будучи пионером в использовании онтологического подхода в отечественной психологии, Рубинштейн впервые включает человека в структуру его бытия не как рядоположный с другими уровнями бытия элемент, а как активный, преобразующий бытие субъект.
Познание и деятельность рассматриваются как разнокачественные модальности отношения человека с миром, помимо которых выделяется также отношение — не только к бытию, но и к др. субъекту.
Когда объектом воздействия становится другим человеком, необходимо преодолеть его отчужденность, негативную независимость, вызвать его к самостоятельному бытию, в котором осуществляется его собств. сущность, обретаемая - через другого.

В отличие от большинства гносеологически ориентированных концепций сознания, сводящих его к отражению, Рубинштейн рассматривает сознание как выражение отношения субъекта к миру, как возможность его самоопределения. Психика, сознание не самодостаточны, не существуют в себе, а принадлежат личности. Связь сознания и деятельности становится личностно опосредованной.
В мире сознания как в совершенно особом измерении личность способна выходить за свои пределы.
Обладающая сознанием личность особым образом строит свои отношения с миром.
Прослеживая единство сознания и деятельности, Рубинштейн показал, что сознание как высший психический процесс является способом личностной регуляции складывающихся в деятельности отношений.

Сознание осуществляет по меньшей мере три взаимообусловленных функции: регуляцию психических процессов, регуляцию отношений, регуляцию деятельности и всей жизни субъекта.
В разработанной Рубинштейном структуре личности представлены психологические модальности деятельности— потребности, способности, направленность.
В Основах общей психологии личность определяется через триединство — что человек хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера), что он может (способности, дарования) и что он есть (характер).
Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в жизнедеятельности человек проявляет свою направленность, реализует дарования, формирует характер.
Условия жизни человека, жизненные обстоятельства не являются чем-то постоянным, статичным, покоящимся.
Концепция субъекта привносит прежде всего идею активного, строящего условия своей жизни и свои отношения к быту.
Ус¬ловия жизни становятся решаемыми задачами, стимулирующими к решению.

Личность рассматривается в деятельности, в которой она проявляется, формируется, претерпевая разнообразные изменения которой определяется и скрепляется целостность ее структуры.
Деятельность придает единство не только внутренней структуре личности, но и целостность, системность связям личности с миром.
Личность не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир, выстраивая свои отношения с ним, др. людьми, жизнью как таковой.
Личность целесообразно рассматривать не только как субъекта деятельности, но и как субъекта жизненного пути и как устойчивый психический склад человека.
Она самостоятельно организует свою жизнь, несет за нее ответственность, становясь все более избирательной и уникальной.

Самосознание не есть прямым самоотношением, не опосредованным всеми жизненными проявлениями субъекта.
Понимание его как основания идентичности, тождества многообразно проявляющегося субъекта — это понимание самосознания к рефлексии активности субъекта, рефлексии его деятельностных возможностей, практических достижений.
Самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она реально становится самостоятельным субъектом.
Этапы развития самосознания является этапами вычленения личности из непосредственных связей с окружающим миром, овладения этими связями и отношениями посредством действий.
Человек осознает свою самостоятельность лишь через отношения с окружающими людьми, приходя к самосознанию через познание др. людей.
Самосознание — не только рефлексия себя, но и переосмысливание своей жизни.

Масштаб личности, масштаб ее деяний и масштаб жизни находятся в разном соотношении друг с другом в жизни каждого конкретного человека.
Жизнь — особое измерение личности, то, в чем личность объективирует свою сущность.
Личность как субъект жизни связывает клубок из всех нитей — возрастной, событийной, продуктов творчества, социальных достижений — своим собственным уникальным узлом, определяя качество своей жизни.
Каждая личность по-разному реализует себя в том или ином возрасте.
Одна становится зрелой чуть ли не в детстве, другая остается инфантильной и в старости.
Одна зависит от цепи внешних событий, другая творит и охраняет свой внутренний мир, уходя в события внутреннего, осуществляя себя в них.
Третья организует, направляет и ускоряет внешние события, реализуя в них свой внутренний мир.

На жизненном пути бывают такие узловые моменты и поворотные этапы, когда принятие того или иного решения на более или менее длительный период определяет дальнейшую траекторию развития.
На таком поворотном этапе личность может перевести свою жизнь в иное русло, круто изменив ее направление.
Человек является не только субъектом деятельности и познания, но и субъектом жизнедеятельности.
Жизнедеятельность — не просто сумма познания, деятельности и общения.
Субъект познает, действует, общается в определенных соотношениях, пропорциях, с определенной мерой активности. Он находит в жизни место и время для труда, познания, коммуникации.

Жизнь является для человека проблемой.
Жизненные противоречия создаются соотношением добра и зла, смерти и бессмертия, необходимости и свободы. Особенность человека как субъекта жизни состоит в его способности разрешать жизненные противоречия, изменять соотношение добра и зла, даже смерти и бессмертия.
Только та жизнь является подлинной, которая осуществляется, строится человеком.
Во всех иных случаях, даже если физическое существование продолжается, оно не является жизнью. А потому — не трагична и смерть, уносящая такую жизнь.
Ответственность, или серьезное отношение к жизни, включает представление о ее необратимости, о том, что ее детерминация осуществляется здесь и теперь этим конкретным поступком, совершаемым человеком.
Ответственность касается не только всего содеянного, но и всего упущенного.
Неспособность реализовать свои возможности, свою сущность есть отрицание себя как субъекта жизни.

Источники:

  1. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни (Соотношение философских, методологических и конкретно-научного подходов к проблеме индивида). – М.: Мысль, 1977. – 224 с.
  2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 301 с.
  3. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. – М.: Наука, 1989. – 243 с.
  4. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. – М.: ИП РАН, 1994. – 109 с.
  5. Брушлинский А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение: Избр. психол. тр. – М.: Ин-т практич. психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. – 464 с.
  6. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. – М.: Изд-во АН СССР, 1957. – 328 с.
  7. Рубинштейн С.Л.Принципы и пути развития психологии. – М.: Изд-во АН СССР, 1959. – 356 с.
  8. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1976. – 416 с.
  9. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии. – М.: Наука, 1997. – 463 с.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер КОМ, 1999. – 720 с.