Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

ВСЕЙ СЕМЬЕЙ В БИБЛИОТЕКУ

Каждое воскресенье с 10.30 до 17.00

11 ноября в 10.30 и 12.00 "Заяц Коська и другие" -кукольный спектакль (по сказке Н. Грибачева) (0+)

18 ноября в 10.30 и 12.00 "Бобик в гостях у Барбоса" -кукольный спектакль (по сказке Н. Носова) (0+)

25 ноября в 10.30 и 12.00 "Мама для Мамонтенка" -кукольный спектакль (по сказке Д. Непомнящей) ко Дню матери (0+)

Каждое воскресенье в 13.00 — Психологическая мастерская «КРАСКИ ЖИЗНИ»
11 ноября в 13.00 - 1-я мастерская - "Каля-маля" (18+)
18 ноября в 13.00 - 2-я мастерская - "Страхи из-под кровати" (18+)
25 ноября в 13.00 - 3-я мастерская - "Моя профессия — мой успех" (18+)

Каждое воскресенье творческая мастерская "СО...ТВОРИ" в 15.00
11 ноября - Поделка "Осень в лесу" (объемная аппликация) (6+)
18 ноября - Прихватка "Рукавичка-помощница" (6+)
25 ноября - Поделка "Грозди счастья" (серьги из бисера ко Дню матери) (6+)

Каждое воскресенье в 16.00 — «Ойдо лабыртом!» - кружок удмуртского языка для детей

Каждый понедельник и среду в 18.00 — «Ойдо лабыртом!» - кружок удмуртского языка для взрослых

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Теории и концепции

Гештальттерапия

[ Ф.С. Перлз ]

Основатель данного психотерапевтические направления — Перлз.
Представителями этой школы являются также Л. Перлз, П. Гудмен, Дж. Симкин, Р. Хефферлин, К. Наранхо.
На развитие направления оказали влияние современный Запад, философия (феноменология, экзистенциализм), дзен-буддизм, различные психотерапевтические подходы: психоанализ, психодрама, телесно-ориентированная психотерапия.
В Г. использовались термины гештальтпсихологии (фигура, фон, гештальт) для описания процесса удовлетворения потребностей и эмоционального реагирования.

Объяснительная модель этого подхода такова.
Человек взаимодействует со средой в ритме контакт—уход. Когда появляется насущная потребность, она выделяется как фигура на фоне других переживаний.
Для удовлетворения потребности человек должен ее осознать и вступить в контакт со средой.
После удовлетворения гештальт завершается, и человек выходит из поля.
Новая фигура (потребность, эмоция), возникающая на фоне других, требует повторения цикла.
Однако этот процесс нарушается, если фигура не может стать четкой: ей мешают другие неудовлетворенные потребности, появляющиеся в поле восприятия.
В этом случае потребность не осознается, и человек не контактирует со средой.
Избегание контакта осуществляется за счет подавления потребности и ухода в мысли, фантазии, внутренний монолог.
Осадки незавершенных гештальтов, непережитых эмоций замутняют процесс осознавания в настоящем, появляясь в поле восприятия как фигуры.
Ощущения теряют непосредственность, замещаясь усвоенным чужим опытом.
Прекращение осознавания собственных потребностей, разрушение контакта со средой ведет к нарушению границы Я и взаимодействия с людьми.
В зависимости от характеристик этого процесса различаются четыре вида невротического механизма: слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия.
Слияние проявляется в неразличении собственных идей, чувств, потребностей и переживаний, идей других людей.
Интроекция — мышление и действие от имени интериоризированного авторитета, усвоение чужих установок без рассмотрения и критики, перенесение в собств. систему верований без анализа и переструктурирования.
Проекция состоит в приписывании другим собственных (чаще негативных) побуждений, мотивов, черт.
Ретрофлексия означает раскол личности на противоположные части (например, Я презираю себя).
В отличие от невротического функционирования, аутентичная личность осознает свои потребности и эмоции, находится в контакте со средой для их удовлетворения, погружена в процесс жизнедеятельности, а не живет прошлым или будущим.

Опираясь на данную модель, представители Г. разработали принципы терапии: Я — Ты, что и как, здесь и теперь.
Результатом психотерапии является осознавание и полное переживание ощущений и эмоций, завершение гештальтов, доверие клиента к собственным потребностям и ответственность за их удовлетворение.
Психотерапия направлена не на содержание вытесненного бессознательного, а на процесс осознавания в настоящем.

В Г. не используется интерпретация.
Наиболее известные техники: зоны осознавания, техника усиления, челночная техника, разыгрывание ролей, метод пустого стула.
Для терапевтических отношений в Г. характерно признание за клиентом ответственности за свои чувства, потребности, опора на его естественное стремление к росту.
П. Гудмен сформулировал эту позицию в парадоксальной фразе: Самое худшее, что Вы можете сделать для человека, — это помогать ему.
В процессе психотерапии развивается личная автономия, и человек становится свободным и самодостаточным.

Источники:

  1. Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии. – К.: Ника-Центр; М.: Алетейна, 1999. – 320 с.
  2. Наранхо К. Гештальттерапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма: Пер. с англ. – Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. – 304 с.
  3. Перлз Ф.С. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальттерапии): Пер. с англ. – М.: Гиль-Эстель, 1993. – 240 с.
  4. Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра: Пер. с англ.; Перлз Ф.С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальтерапии: Пер. с англ. – СПб: Петербург XXI в., 1995. – 448 с.
  5. Перлз Ф.С. Гештальт-подход и свидетель терапии: Пер. с англ. – М.: Либрис, 1996. – 235 с.
  6. Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии: Методика персонального и социального роста. – М., 1996. – 432 с.