Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Теории и концепции

Гуманистический психоанализ

[ Э. Фромм ]

Теория личности Фромма — это попытка преодолеть ограниченность психоаналитической теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологии, политики, экономики, религии, культурных факторов ее формирования.
Личность, с точки зрения Фромма, — это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным.
Под приобретенными свойствами автор понимал прежде всего различия в характере, представляющие проблему этики и свидетельствующие об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить.
Обосновывая общественно-историческую обусловленность характера и личности человека, Фромм вводит понятие социального характера как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества.

В работе Человек для себя Фромм описывает следующие социальные типы характера:

  1. Рецептивная ориентация (берущая) — человек представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится «быть любимым», а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения.

  2. Эксплуататорская ориентация (овладевающая) — человек также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой человек агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.

  3. Стяжательская ориентация (сберегающая) — в отличие от предыдущих типов, человек не верит, что может получить что-то из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.

  4. Рыночная ориентация (обменивающая) — личность рассматривается как товар, выставляемый на продажу.
    Успех зависит от того, насколько хорошо человек может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей.
    Самооценка человека зависит от мнения других людей, поскольку его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции.

  5. Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, является идеалом гуманистической этики — человек воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются.

Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви — разрушить стену, отделяющую одного человек от другого; силой воображения — творить.

Характер любого человека представляет смешение этих пяти ориентации, хотя одна или две могут выделяться из остальных.
Позже, в работе Душа человека, Фромм описал ещё два типа характера: некрофильный, воплощающий направленность на мертвое, и противоположный ему биофильный, воплощающий любовь к жизни.
Помимо социальных условий, накладывающих отпечаток на формирование личности человека, в его природе заложены экзистенциальные потребности, является важным источником активности: в установлении связей (в заботе о ком-то, в продуктив¬ной любви), в преодолении (в активном творческом созидании), в корнях (в чувстве стабильности и прочности), в идентичности (в тождестве с самим собой и непохожести на других), в системе взглядов и преданности (в объективном и рациональном взгляде на природу и общество, в посвящении себя чему-то или кому-то).
Смысл существования человека Фромм видит в различных способах решения основные проблемы, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью.
Свобода, завоеванная современным западным обществом, вызывает у человека утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости.
В поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой.

В работе Бегство от свободы Фромм описал механизмы такого бегства.

  • Авторитаризм — тенденция отказаться от независимости своей личности, слить свое Я с кем-нибудь или чем-нибудь внеш. для обретения силы, недостающей самому индивиду.
    Он проявляется в стремлениях к подчинению и господству, в мазохистских и садистских тенденциях: чувстве неполноценности, стремлении обрести власть над людьми, эксплуатировать их и заставлять страдать.

  • Разрушительность — попытка преодолеть чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других, средство избавления от невыносимого чувства бессилия.
    Деструктивность нацелена на устранение всех объектов, с которыми индивиду приходится себя сравнивать, является реакцией на тревогу, вызываемую любой угрозой жизненным интересам, преодолением скованности и изолированности.

  • Автоматизирующий конформизм — стремление перестать быть собой.

Человек полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится таким, каким его хотят видеть остальные.
Исчезает различие между собственным Я и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием.
В противовес механизмам бегства от свободы существует опыт позитивной свободы, благодаря которой можно избавиться от чувства одиночества и отчужденности, быть автономным и уникальным, не теряя ощущения единения с другими людьми.
Одним из главных условий такого существования Фромм рассматривал любовь, которую трактовал в широком смысле, как искусство, равнозначное искусству жить.

Источники:

  1. Блюм Дж. Психоаналитические теории личности: Пер. с англ. – М.: Академ. Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 224 с.
  2. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 128 с.
  3. История зарубежной психологии (30-90-е годы XXв.) / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 344 с.
  4. Психоанализ и культура: Избр. Труды Карен Хорни и Эриха Фромма: Пер. с англ. – М.: Юность, 1995.-623 с.
  5. Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989. – 272 с.
  6. Фромм Э. Душа человека: Пер. с англ. – М.: Республика, 1992. – 430 с.
  7. Фромм Э. Иметь или быть?: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1990. – 336 с.
  8. Фромм Э. Человек для себя: исследование психологических проблем этики.: Пер. с англ. – Минск: Коллегиум, 1992. – 253 с.
  9. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993. – 415 с.
  10. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Пер. с англ. – М.: Республика, 1994. – 447 с.
  11. Фромм Э., Юнг К.Г., Уоттс А., Блис Р.Х. Что такое дзен? Сб.: Пер с англ. – К., Львов, 1994. – 188 с.
  12. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности: Пер. с англ. – М.: КСП+, 1997. – 720 с.
  13. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение): Пер. с англ. – СПб: Питер Пресс, 1997. – 608 с.