Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Теории и концепции

Католический экзистенциализм

[ Г.О. Марсель ]

Путь к истине, по мнению Марселя, ведет через акты внутреннего самосознавания, условием которого есть сосредоточенность, медитативное состояние обращенности на самое себя, установление внутренней тишины.
Человек- паломник, устремленный к собственному внутреннему Я, которое постоянно меняется. Бытие является процессом вечного обновления, непрерывного рождения.
Быть значит быть в пути.
Если человек тратит свою жизнь на повторение действий, поддерживающих примитивное прозябание, он теряет свое человеческое бытие.
Чувственные соблазны, радость от обладания вещами и другие искусы дьявола являются преградами на пути к подлинному бытию.
Мое Я, по Марселю, является лицом и личности. Как лицо я - часть общества, один из многих.
Как личное я - неповторимое, своеобразное духовное бытие, нечто единственное, что нельзя рассматривать извне, изучать эмпирически.

Жизнь есть срок испытания, личностное странствие, целью которого есть спасение.
В борьбе со злом, ставка в которой - бытие, и заключается смысл жизни. Верить - значит забыть себя во имя Бога.
Смерть освобождает человека от статуса паломника, давая вечное вознаграждение.
Подлинный человек - это личность, устремленная к миру высших ценностей.
Я в той мере, в какой оно остается замкнутым в себе, остается рабом своих ощущений, вожделений и глухого беспокойства, находится вне добра и зла.
Только личность, внутренняя сила моего Я, навязывает мне существование мира, в котором есть добро и зло.
Личность - это ответ на призыв, движение к трансценденции.

Человек не способен найти истину в самом себе; он находит в себе готовность принять ее со стороны высшего, ощутить божеств, истину в акте любви.
Вовлеченность есть полное смирения и верности подчинение человека высшей духовной силе, такое состояние души, приближающее благодать, вызывая присутствие Бога.
Вовлеченность рождает надежду как состояние благодати, состояние, зачеркивающее тоску и отчаяние.
Любовь позволяет человеку открыть наличие бытия в другом, увидеть его собственные действительность и ценность, существующие независимо от Я.
Открытие бытия в другом обогащает собств. бытие, увеличивает душевную силу, благодаря которой возможно отвергнуть нищенский мир материи и подняться к богатству трансцендентного мира.
Человеческая личность рассматривает себя как волю превзойти все то, чем она есть и одновременно не есть, как волю превзойти не удовлетворяющую ее действительность.
Человеческая личность включена в плоть, сознание воплощено.
Человек несет ответственность за то, как он использует свою жизнь.
Его отношение к своей плоти является первым мерилом его качеств как личности
Непосредственно данная человеку реальность неразрывной мистической связи сознающего себя субъекта с собств. телом является исходным пунктом рефлексии.
Эта связь есть воплощенность как условие экзистенциального опыта.
Условия воплощенного существования жестоки; они были бы непереносимы для сознания, если бы оно не обладало способностью рассеиваться и отвлекаться.
Телесность подразумевает вписанность в пространство и время, неотвратимое приближение смерти.
Существование во плоти является первой большой опасностью для души.

Благодаря плоти мы привыкаем основывать наши знания на практике; посредством ее внешнее проникает во внутренний духовный мир.
Одновременно плоть стремится захватить власть над нами, лишить нас воли.
Подчиняясь ее потребностям, мы привыкаем рассматривать мир в категориях видеть и иметь.
Стремление обладать вещами, которых у человека нет, порождает страдание.
Опасение потерять то, чем он уже обладает, порождает страх.
Пессимизм связан только с непросветленным состоянием субъекта, ибо онтологическая структура мира дает место надежде.
Надежда и отчаяние образуют религиозно-этическую антитезу, составляющую суть онтологического выбора, перед которым поставлен человек в своем бытии.

Внутренним оправданием человеческой жизни является присутствие в ней смысла, не принадлежащего жизненному порядку, трансцендентного по отношению к самому существованию.
Этот высший смысл состоит в спасении.
Понятие свободы, не связанной с Божьей благодатью, - кощунство.
Свобода, понимаемая как стремление преобразовать мир в соответствии с чаяниями людей, - безумие, порожденное сатанинской гордыней.
Быть свободным - значит распоряжаться собой, отдать себя в рабство плоти и страсти или отдать себя Богу.

Источники:

  1. Марсель Г. Быть и иметь: Пер. с франц. - Новочеркасск: Агентство САГУНА, 1994. - 160 с.
  2. Психология личности: словарь-справочник / под ред. П.П. Горностая, Т.М. Титаренко.-Киев: Рута, 2001.-320 с.
  3. Кордуэлл М. Психология А-Я: словарь-справочник. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.-448 с.