Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Теории и концепции

Пятифакторная модель личности

В факторных теориях личность рассматривается как состоящая из стабильных внутренних факторов, обусловливающих индивидуальные различия.
В этой теоретической рамке работали Оллпорт, Айзенк, Кэттелл, Р. Норман, Л. Голдберг.
Создание пятифакторной модели личности, как и работы упомянутых авторов, базировались на лексическом подходе: выделении критериев для описания личности из анализа естественного языка и последующей научной таксономизации.

Типичная процедура исследования в рамках данной модели выглядит так.
Подготовленные эксперты выделяют в словаре прилагательные, которые описывают индивидуальные различия в поведении.
Затем выбираются понятия по критерию релевантности, употребимости, естественности и классифицируются по категориям личностных качеств.
Структура черт подвергается тщательному анализу.
Для получения окончательной таксономической структуры проводится факторный и кластерный анализ данных исследований, построенных как процедура оценивания и самооценки.
В результате проведенной работы выделились пять факторов, обнаруживших устойчивость на разных выборках, в т. ч. и в разных социокультурных условиях.

Предложенная на основе исследований П. Коста и Р. Мак-Кра структура личности в 1961 г. получила название Big Five (Большая пятерка) .
Она состоит из следующих измерений (в скобках приводятся прилагательные, получившие наибольшие нагрузки по факторам):

  1. Экстраверсия—интроверсия (общительный, ассертивный, энергичный, активный).
  2. Уживчивость (добродушный, сотрудничающий, доверяющий).
  3. Конформность (добросовестный, ответственный, дисциплинированный).
  4. Эмоциональная стабильность (спокойный, не невротичный, не подавленный).
  5. Открытость (интеллектуальный, блестящий, независимомыслящий).

На основе П. м. л. разработан личностный опросник NEO PI-R.
В настоящее время наиболее дискутируемыми вопросами является воспроизводимость полученных измерений, выяснение причин их универсальности, количество факторов и их содержание, необходимость выделения категорий среднего уровня.
Проблема состоит в том, что полученные факторы могут отражать не структуру личности, а быть результатом метода.
На это указывает сходство факторов с измерениями семантического дифференциала.

В качестве критического замечания следует отметить, что в теории не уделяется достаточного внимания проблеме развития (за исключением обсуждения отдельных лонгитюдинальных исследований и сравнения данных, полученных на разновозрастных выборках).
По содержанию П. м. л. — структура индивидуальных различий, а не структура личности, которая позволяет понять и предсказать динамику развития, причины нарушений и т. п.
Предметом изучения является наблюдаемое поведение, а не его причины и факторы.
За пределами внимания оказались мотивационная система, эмоции, структура интеллект, качеств личности.

Источник:

  1. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1982. – 128 с.
  2. Психология личности: словарь-справочник / под ред. П.П. Горностая, Т.М. Титаренко.–Киев: Рута, 2001.–320 с.
  3. Айзенк Г. Ю. Структура личности.–СПб.: Ювента, 1999.–464 с.