Специалистам и студентам
Теории и концепции
Пятифакторная модель личности
В факторных теориях личность рассматривается как состоящая из стабильных внутренних факторов, обусловливающих индивидуальные различия.
В этой теоретической рамке работали Оллпорт, Айзенк, Кэттелл, Р. Норман, Л. Голдберг.
Создание пятифакторной модели личности, как и работы упомянутых авторов, базировались на лексическом подходе: выделении критериев для описания личности из анализа естественного языка и последующей научной таксономизации.
Типичная процедура исследования в рамках данной модели выглядит так.
Подготовленные эксперты выделяют в словаре прилагательные, которые описывают индивидуальные различия в поведении.
Затем выбираются понятия по критерию релевантности, употребимости, естественности и классифицируются по категориям личностных качеств.
Структура черт подвергается тщательному анализу.
Для получения окончательной таксономической структуры проводится факторный и кластерный анализ данных исследований, построенных как процедура оценивания и самооценки.
В результате проведенной работы выделились пять факторов, обнаруживших устойчивость на разных выборках, в т. ч. и в разных социокультурных условиях.
Предложенная на основе исследований П. Коста и Р. Мак-Кра структура личности в 1961 г. получила название Big Five (Большая пятерка) .
Она состоит из следующих измерений (в скобках приводятся прилагательные, получившие наибольшие нагрузки по факторам):
- Экстраверсия—интроверсия (общительный, ассертивный, энергичный, активный).
- Уживчивость (добродушный, сотрудничающий, доверяющий).
- Конформность (добросовестный, ответственный, дисциплинированный).
- Эмоциональная стабильность (спокойный, не невротичный, не подавленный).
- Открытость (интеллектуальный, блестящий, независимомыслящий).
На основе П. м. л. разработан личностный опросник NEO PI-R.
В настоящее время наиболее дискутируемыми вопросами является воспроизводимость полученных измерений, выяснение причин их универсальности, количество факторов и их содержание, необходимость выделения категорий среднего уровня.
Проблема состоит в том, что полученные факторы могут отражать не структуру личности, а быть результатом метода.
На это указывает сходство факторов с измерениями семантического дифференциала.
В качестве критического замечания следует отметить, что в теории не уделяется достаточного внимания проблеме развития (за исключением обсуждения отдельных лонгитюдинальных исследований и сравнения данных, полученных на разновозрастных выборках).
По содержанию П. м. л. — структура индивидуальных различий, а не структура личности, которая позволяет понять и предсказать динамику развития, причины нарушений и т. п.
Предметом изучения является наблюдаемое поведение, а не его причины и факторы.
За пределами внимания оказались мотивационная система, эмоции, структура интеллект, качеств личности.
Источник:
- Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1982. – 128 с.
- Психология личности: словарь-справочник / под ред. П.П. Горностая, Т.М. Титаренко.–Киев: Рута, 2001.–320 с.
- Айзенк Г. Ю. Структура личности.–СПб.: Ювента, 1999.–464 с.