Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Теории и концепции

Персонология

[ Г. Меррей ]

Меррей предложил термин Персонология не только для обозначения собственной концепции, но и для любых исследований в области психологии личности.
Его теория личности во многом заимствовала основные положения психоанализа 3. Фрейда.
Главный вклад в теорию Меррея связан с разработкой понятия потребность, которая определяется как сущность, организующая восприятие, апперцепцию, мышление, способность к волевому решению и действию таким способом, чтобы трансформировать в определенном направлении существующую неудовлетворительную ситуацию.
На потребности влияют прессы, т. е. реальные или воспринимаемые силы окружающей среды, имеющие побуждающие свойства.
Автор предложил список 40 потребностей (в достижении, власти, аффилиации, агрессии, автономии, защите, уважении, опеке и др.), а также перечень прессов (отсутствие семейной поддержки, опасность беды, недостаток или потеря чего-либо, различные сдерживания, отказы и другое).
Потребности и соответствующие им прессы объединяются в единице поведения, называемой тема, которая вместе с набором устойчивых значений и образцов действия образует потребностный интеграт.
На основании этих базовых понятий Меррей строит векторно-ценностную схему поведения личности.
В структуре личности, так же как и в теории Фрейда, Меррей выделяет Ид, Эго и Супер-эго (см. Психоанализ).

Однако его концепция имеет отличия от ортодоксального психоанализа: не все инстинкты Ид эгоистичны и социально неприемлемы, следовательно, функционирование личности не всегда определяется попыткой избежать конфликта между индивидом и обществом; функция Эго является не только защитной, но и организующей, контролирующей и планирующей; ценности и табу, которые содержит Супер-эго, не фиксируются в детстве, поэтому ровесники, значимые взрослые и даже литературные герои могут впоследствии влиять на Супер-эго; на основании этого влияния формируется Эго-идеал, который дает широкие возможности для личностных изменений даже на относительно поздних возрастных этапах.

Развитие личности, по теории Меррея, состоит из семи этапов, полученных путем добавления к концепции развития личности Фрейда (см. Психосексуальное развитие) еще двух стадий: клаустральная (внутриутробный период жизни), в которой какая-либо определенная эрогенная зона не играет роли, но имеется пассивная зависимость от матери; уретральная (между оральной и анальной стадиями), в которой эрогенной зоной является мочевая система, и основные действия, связанные с сексуальным удовлетворением, включают мочевыделение.
Соответственно двум дополнительным стадиям Меррей описывает два комплекса и соответствующие им типы характера:

  • клаустральный, в котором главным защитным механизмом является отрицание, а формирующиеся черты выражают пассивность и уход;
  • уретральный, в нем главные защиты напоминают анальный тип характера, и акцентируются черты, характеризующие дух соперничества или уступчивости (Меррей часто называл подобный синдром комплексом Икара).

Меррей разработал много диагностических методик для исследования личности, среди которых самой известной считается Тематической апперцепции тест (ТАТ).

  1. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности: Пер. с англ. – М.: КСП+, 1997. – 720 с.
  2. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа.– СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1995.–288 с.
  3. Психология личности: словарь-справочник / под ред. П.П. Горностая, Т.М. Титаренко.–Киев: Рута, 2001.–320 с.