Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Теории и концепции

Психоанализ

[ 3. Фрейд ]

Ортодоксальный психоанализ — это разработанные 3. Фрейдом:

  • метод лечения психических расстройств;
  • учение о бессознательных психических процессах.

Стержнем всей системы психоанализа является предложенная 3. Фрейдом структурная модель личности, базирующаяся на т. н. топографии модели психики, включающей три слоя — сознательный, предсознательный и бессознательный.
Уровень сознания — это мысли, ощущения, переживания, которые человек осознает в данный момент времени.
Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание.
Бессознательное — самая глубокая и значимая область психического, содержащая инстинктивные влечения, желания, воспоминания, др. материал, выход которого на сознательный уровень сопряжен с чувством угрозы, беспокойства, тревоги.
Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование и может выражаться в замаскированной или символической форме — в сновидениях, ошибочных действиях, шутках и оговорках.

Структура личности, по Фрейду, состоит из трех компонентов — Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-эго (Сверх-Я).
Ид функционирует целиком в бессознательном и фактически является энергетической основой личности.
В нем содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, разрядке и облегчению болезненного напряжения любой ценой.
Поэтому Ид управляется принципом удовольствия и функционирует в соответствии с первичном процессом (простые и примитивные правила ассоциации).
На этапе созревания и развития, а также вследствие взаимодействия с внешним миром, часть Ид претерпевает изменения и превращается в Эго.

Эго следует принципу реальности и действует посредством вторичного процесса.
Цель принципа реальности — предотвращать разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен подходящий объект.
При помощи вторичного процесса (реалистическое мышление и другие высшие ментальные процессы) Эго вырабатывает механизмы, позволяющие адаптироваться к среде, справиться с ее требованиями.
Важнейшей функцией Эго Фрейд считал самосохранение, а также приобретение средств, которые позволяли бы осуществлять одновременную адаптацию к воздействиям со стороны Ид и к требованиям окружающей реальности.
Эго-система берет на себя функцию задержки инстинктивной разрядки и ее контроля и осуществляет ее с помощью механизмов, в т. ч. механизмов защиты (см. Защитные механизмы).

Супер-эго включает моральные запреты, нормы, традиционные ценности и идеалы общества.
Складывается в результате действия механизма идентификации с близким взрослым своего пола.
В процессе идентификации у детей формируется также комплекс Эдипов т. е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.
Супер-эго, в свою очередь, состоит из двух структур — совести и Эго-идеала.
Если сфера Ид полностью неосознаваема, то Эго и Супер-эго действуют на всех трех уровнях сознания.

Фрейд подчеркивал, что между тремя компонентами личности существует неустойчивое равновесие, т. к. не только содержание, но и направление их развития противоположны друг другу.
Инстинкты, содержащиеся в Ид, диктуют человеку желания, которые входят в противоречия с содержанием Супер-эго, вызывая внутренний конфликт и трудно переносимое личностью состояние тревоги. Конфликт между несовместимыми требованиями Ид и Супер-эго разрешается инстанцией Эго, которая с этой целью использует различные механизмы, в первую очередь, механизмы психологической защиты (вытеснение, регрессию, рационализацию, проекцию, сублимацию и т. п.).
В противном случае возникает невроз, в основе которого лежат психотравмирующие переживания раннего детства, связанные с неосознаваемыми и вытесненными влечениями ребенка к родителю противоположного пола.

Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, трактуемого как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки.
При этом любая активность человека определяется инстинктами, хотя влияние их на поведение может быть как прямым, так и замаскированным.
По мнению Фрейда, существуют два основных врожденных бессознательных инстинкта—инстинкт жизни и инстинкт смерти.
Они являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая поведение человека.

Специфическую энергию, связанную с инстинктом жизни, Фрейд назвал либидо. Это также основа развития личности, характера.
В процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо.
В связи с этим выделяются пять последовательных стадий психосексуального развития: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная.
Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивида, но и человеческого общества.
Психоаналитическая терапия направлена на изучение бессознательного с целью осознания неосознаваемых мотивов, фиксаций, защитных механизмов, способов поведения и т. п., что, в свою очередь, ведет к усилению Эго и построению более реалистичного поведения.

Основные методы психоаналитической психотерапии — метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, интерпретация сопротивления и анализ переноса (см. Трансфер).
Психоанализ оказал исключительное влияние не только на психологию и психотерапию, но и на философию, культурологию, социологию, во многом определив культурную ситуацию XX в.

Источники:

  1. Блюм Дж. Психоаналитические теории личности: Пер. с англ. – М.: Академ. Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 224 с.
  2. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты: Пер. с англ. – М.: К.: Ваклер, 1997. – 304 с.
  3. Гринсон Р.Р. Техника и практика психоанализа. – Воронеж.:НПО МОДЭК, 1994. – 491 с.
  4. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 128 с.
  5. Знаменитые случаи из практики психоанализа. Сб.: Пер. с англ. и нем. – М.: 1995. – 288 с.
  6. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях: Пер. с англ. – М.: Класс, 1998. – 368 с.
  7. Лапланш Ж. Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу: Пер. с франц. – М.: Высшая школа, 1996. – 623 с.
  8. Левчук Л.Т. Психоанализ: От бессознательного к усталости от сознания. – К.: Вища школа, 1989. – 183 с.
  9. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. – М.: Политиздат, 1990. – 397 с.
  10. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе: Пер. с англ. – М.: Класс, 1998. – 480 с.
  11. Маркузе Г. Эрос и цивилизация: Философское исследование учения Фрейда: Пер. с англ. – К.: Гос. Б-ка Украины для юношества. 1995. – 314 с.
  12. Обухов Я.Л. Символдрама и современный психоанализ: Сб. ст. – Х :Регион-информ, 1999. – 252 с.
  13. Психоанализ в развитии: Сб. переводов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998 – 176 с.
  14. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа: Пер. с нем. – М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1999. – 333 с.
  15. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. – М.: Политиздат, 1985. – 175 с.
  16. Сандлер Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик: Основы психоаналитического процесса: Пер. с англ. – Воронеж: НПО МОДЭК, 1993. – 176 с.
  17. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ: в 2-х т. / Пер. с англ. – М.: Прогресс – Литера: Изд-во агентства Яхтсмен, 1996. – Т. 1. – 576 с.; Т. 2. – 667 с.
  18. Фанти С. Микропсихоанализ: Пер. с итал. – М., 1995. – 351 с.
  19. Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа: Пер. с нем. – М., 1991. – 92 с.
  20. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1993. – 144 с.
  21. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа: В 2-х т.: Пер. с англ. и нем. – М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 1999. – Т.1. – 384 с.; Т.2. – 400 с.
  22. Фрейд А., Фрейд З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. – СПб: Вост.-Европ. Ин-т психоанализа, 1997. – 387 с.
  23. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений: Пер. с нем. – М.: Просвещение, 1989. – 448 с.
  24. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности: Пер. с нем. – Минск: БелСЭ, 1990. – 166 с.
  25. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции: Пер. с нем. – К.: Здоров я, 1991. – 384 с.
  26. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура: Пер. с нем. – М.: Наука, 1991. – 456 с.
  27. Фрейд З. Толкование сновидений: Пер. с нем. – М.: Ренессанс, 1991. – 296 с.
  28. Фрейд З. Я и ОНО: Труды разных лет. В 2-х кн.: Пер. с нем. – Тбилиси: Мерани, 1991. – Кн. 1. – 398 с.; Кн. 2. – 428 с.
  29. Фрейд З. Психоаналитические этюды. – Минск: Беларусь, 1991. – 606 с.
  30. Фрейд З. Художник и фантазирование. – М.: Республика, 1995. – 400 с.
  31. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. – СПб.: Университет. книга; М.: АСТ, 1997. – 318 с.
  32. Основные принципы психоанализа: Пер. с нем., англ. – М.: К.: Ваклер, 1998. – 288 с.
  33. Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии: Методика персонального и социального роста. – М., 1996. – 432 с.
  34. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности: Пер. с англ. – М.: КСП+, 1997. – 720 с.
  35. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение): Пер. с англ. – СПб: Питер Пресс, 1997. – 608 с.
  36. Человек-волк и Зигмунд Фрейд (Сб.): Пер. с англ. – К.: 1996. – 352 с.