Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Теории и концепции

Психология сознания

[ У. Джемс ]

Среди наиболее продуктивных идей научной психологии идея потока сознания, выдвинутая американским психологом Джемсом более 100 лет назад, одна из самых значительных.
С т. з. Джемса, сознание личности заключается в осознании потока мысли, в котором каждая часть в качестве субъекта помнит предшествующие, знает известные этим частям объекты, сосредоточивает на некоторых из них свои заботы как на своей личности и присваивает последней все остальные элементы познания.
Выполняя функцию приспособления, сознание преодолевает трудности адаптации, когда запаса реакций (рефлексов, навыков и привычек) недостаточно: фильтрует стимулы, отбирает из них значимые, сопоставляет их между собой и регулирует поведение индивида.
Будучи лично обособленным, индивидуальное сознание составляет основу личности как эмпирически данного агрегата объективно познаваемых вещей.

Анализируя сознание и соотнося его с личностью, Джемс выделяет три структурные части личности:

  1. ее составные элементы;
  2. чувства и эмоции, вызываемые ими (самооценка);
  3. поступки, вызываемые ими (заботы о самом себе и самосохранение).

Личность - это интегративное целое, состоящее из познаваемого и познающего элементов.
Познаваемый элемент - это наше эмпирическое Я, которое мы сознаем как нашу личность; познающий элемент - это наше чистое Я.
В структуре эмпирического Я можно выделить: физическая часть (тело, телесные потребности и инстинкты) с материальным ее продолжением (одежда, имущество, умение приобретать средства и др.), социальную, или общественную (признание в нас личности со стороны других, любовь, честолюбие и др.) и духовную (объединенное сознавание духовных свойств и способностей, интеллект., моральные, религиозные стремления и др.).
В свою очередь, социальное Я имеет столько же различных социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых дорожит человек.

Для понимания различных душевных состояний человек большое значение имеет описание тех чувств и эмоций, которые вызывают разные структур, компоненты личности.
Прежде всего, это самодовольство или недовольство собой, формирующие самооценку, самоуважение личности.
Для определения уровня самоуважения Джемс предложил ставшую популярной формулу: самоуважение равно успеху, деленному на притязания.
Т. е. оценка личностью себя будет расти как в случае достижения успеха, так и в случае отказа от него, сведения притязаний к нулю.
Джемс отдает предпочтение второму пути, особенно, если успех понимается чисто формально, как стремление быть впереди других: Всякое расширение нашего <<Я>> составляет лишнее бремя и лишнее притязание.

Различные виды личностей, заключающиеся в одном человеке, можно представить в форме иерархической шкалы с физической личностью внизу, духовной - наверху и различными видами материальных (находящихся вне тела) и социальных, находящихся в промежутке.
Таким же образом соотносятся и различные виды самоуважения, присущие им.
Трактуя личность как духовную тотальность, созидающую себя, Джемс оказал большое влияние на дальнейшее развитие персонологических исследований.

Источники:

  1. Джемс В. О человеческом бессмертии: Пер. с англ. - М., 1901. - 56 с.
  2. Джемс В. Научные основы психологии: Пер. с англ. - СПб., 1902. - 370 с.
  3. Джемс В. Прагматизм. Новое название для некоторых старых методов мышления. Популярные лекции по философии: Пер. с англ. - СПб.: Шиповник, 1910. - 237 с.
  4. Джемс У. Беседы с учителями о психологии: 7 изд. - Пг., 1919. - 120 с.
  5. Джемс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.
  6. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М: Изд-во МГУ, 1982. - 170 с.
  7. Фэйдмен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии: Методика персонального и социального роста. - М., 1996. - 432 с.