Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

СЕНТЯБРЬ

ДОБРЫЕ УРОКИ

16 сентября в 10.30 и в 12.00
Урок 1 "Вежливая тропинка" -кукольный спектакль (про общение) (0+)
23 сентября в 10.30 и в 12.00
Урок 2 "Волшебная палочка" -кукольный спектакль (В. Сутеев) (0+)

30 сентября 10.30 и в 12.00
Урок 3 "Буква Я, или про всех на свете..." -кукольный спектакль (Б. Заходер) (0+)

Каждое воскресенье в 10.30 и в 12.00
Переменка: "Сказки доброты" (читаем вместе с детьми) - библиографические обзоры для родителей (0+)

Каждое воскресенье творческая мастерская "Со...Твори" в 15.00
16 сентября - Открытка "Божья коровка" (объемная аппликация) (6+)
23 сентября - Закладка "Я люблю читать" (6+)
30 сентября - Поделка "Птица счастья" (в технике квилинг) (6+)
Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Теории и концепции

Рефлексологическая теория

[ В.М. Бехтерев ]

Рефлексологическая теория (далее Р.т.) — естественнонаучное направление в психологии и психологии личности, получившее развитие в России в первой половине XX в.
Основатель Р. т., Бехтерев, изложил план ее построения в статье Объективная психология и ее предмет (1904).
Р. т. определяется сначала как объективная психология, позднее — как психорефлексология, потом — как «рефлексология — особая биосоциальная наука.
Возникнув первоначально в области психологии, Р. т. распространяется и на педагогику, психиатрию, социологию, искусствоведение (рефлексологическая педагогика и ортопедия, генетическая рефлексология, рефлексология масс, рефлексология искусства и творчества и др.).
Наибольшую популярность Р. т. имела в середине 20-х гг.
Тaк, в 1927 г. в вузах Украины преподавание психологии было временно заменено преподаванием рефлексологии.
Следуя за И. М. Сеченовым, Р. т. исходила из положения о том, что нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно в объективных проявлениях.

Предметом изучения Р. т. являются все рефлексы, протекающие с участием головного мозга.
По замыслу Бехтерева, Р. т. должна была заменить психологию наукой о личности и проявлющейся во внешнем поведении ее соотносительной деятельности.
Р. т. считала необходимым отказаться от изучения сознания и ограничиться изучением внешних проявлений личности, сводимых к условным или сочетальным рефлексам, образующимся в результате влияния внешней среды на нервную систему человека.
Р. т. выдвинула принцип личностного подхода к исследованиям, суть которого сводилась к тому, что все, что может дать объективное комплексное наблюдение над человеком, начиная с мимики и кончая особенностями поведения больного, должно быть принято во внимание.
В Р. т. были определены принципы патопсихологические исследования: использование комплекса методик, качественный анализ расстройств психики, личностный подход, соотнесение результатов исследования с данными нормы для соответствующего возраста, пола, образования.

Представителями Р. т. было разработано множество методик экспериментального патопсихологические исследования, некоторые из них (методика сравнения понятий, определение понятий и др.) вошли в число наиболее используемых в современной психологии, психологии личности и патопсихологии.
В Р. т. разработаны требования к экспериментальным методикам, сохранившие значение и для современной науки: простота (для решения экспериментальных задач испытуемые не обязательно должны обладать особыми знаниями, навыками) и портативность (возможность проведения исследований непосредственно у постели больного, вне лабораторной обстановки).
В работах представителей Р. т. отражен богатый конкретный материал о расстройствах восприятия и памяти, мыслительной деятельности, воображения, внимания и умственной работоспособности.
Результаты экспериментов Р. т. сопоставлялись с особенностями поведения больного вне экспериментальной ситуации.
Патопсихологические методы, разрабатываемые представителями Р. т., использовались в детской и судебной экспертизах, а результаты патологических исследований позволяли почти безошибочно распознавать психически несостоятельных школьников с целью выделения их в специальные учреждения для детей с проблемами развития.

Бехтерев не считал изучение психических больных ключом к познанию внутреннего мира здоровых.
Чтобы возвратить человеку нервно-психическое здоровье, по его мнению, следует идти от нормы к патологии, а не наоборот.
Создание Р. т. было крупным шагом на пути преобразования субъективной психологии в объективную и оказало в дальнейшем значительное влияние на возникновение и развитие бихевиоризма.
Разносторонние конкретные исследования и разработка теоретических основ в области общей психологии, психологии личности и патопсихологии, позволяют считать вклад Р. т. отправным пунктом формирования данных отраслей в России, а в дальнейшем и в бывшем Советском Союзе.

Источники:

  1. Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. – 2-е изд. – СПб.: Рикеръ, 1905. – 43 с.
  2. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. Руководство к объективному изучению личности. – 4-е изд. – М. – Л.: Госиздат, 1928. – 544 с.
  3. Бехтерев В.М. Объективная психология. – М.: Наука, 1991. – 475 с.
  4. Бехтерев В.М. Избр. Труды по психологии личности: В 2-х т. – СПб.: Алетейа, 1999. – Т.1. – 256 с.; Т.2. – 283 с.
  5. Вопросы изучения и воспитания личности / Под ред. В.М. Бехтерева. – Пг.: ГИЗ, 1920. – 352 с.