Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

СЕНТЯБРЬ

ДОБРЫЕ УРОКИ

16 сентября в 10.30 и в 12.00
Урок 1 "Вежливая тропинка" -кукольный спектакль (про общение) (0+)
23 сентября в 10.30 и в 12.00
Урок 2 "Волшебная палочка" -кукольный спектакль (В. Сутеев) (0+)

30 сентября 10.30 и в 12.00
Урок 3 "Буква Я, или про всех на свете..." -кукольный спектакль (Б. Заходер) (0+)

Каждое воскресенье в 10.30 и в 12.00
Переменка: "Сказки доброты" (читаем вместе с детьми) - библиографические обзоры для родителей (0+)

Каждое воскресенье творческая мастерская "Со...Твори" в 15.00
16 сентября - Открытка "Божья коровка" (объемная аппликация) (6+)
23 сентября - Закладка "Я люблю читать" (6+)
30 сентября - Поделка "Птица счастья" (в технике квилинг) (6+)
Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Теории и концепции

Структурный психоанализ

[ Ж. Лакан ]

Теория базируется на идеях Лакана о ведущей роли языка как феномена культуры в расшифровке и понимании бессознательных процессов.
Кардинально пересмотрев теорию 3. Фрейда с позиций структуры лингвистики и семиотики, Лакан отождествил бессознательное со структурой языка.
В основе психоаналитической концепции Лакана лежат два тезиса:

  1. бессознательное структурировано, подобно языку;
  2. бессознательное есть речь Другого.

Опираясь на эти тезисы, Лакан утверждал, что только лингвистический анализ языка и его механизмов может адекватно раскрыть структуру бессознательных процессов.

Структурированность бессознательного, подобно языку, с т. з. Лакана, означает, что в нем имеются особые бессознательные речевые элементы, которые не осознаются человеком, но играют важную роль в протекании и развертывании психических процессов.
Сведение бессознательного к языку, речевым структурам лежит и в основе понимания Лаканом психические заболевания.
Ученый отвергает взгляд на последнее как на нечто совершенно отличное от нормы.
Болезнь — это просто иной способ существования, точнее, иное символическое языковое измерение.
С т. з. Лакана, чистое доязыковое бессознательное нам не дано: судить о нем можно только на основании рассказа пациента о своих снах и желаниях, с одной стороны, и анализа речи пациента аналитиком -— с другой.
Бессознательное — это речь Другого.
Понятие Другой у Лакана многозначно: это и отец, имя которого связывается с законом и порядком, и место культуры, в котором распутываются все приключения индивидуальных желаний.

Личность Лакан понимал как знаковое, языковое сознание, структуру же знака психологизировал, рассматривая ее с т. з. психологической ориентации индивида, т. е. с позиции проявления в ней действия бессознательного, реализующегося в сложной диалектике взаимоотношения нужды и желания.
По его мнению, человек никогда не тождественен какому-либо своему атрибуту, его Я никогда не может быть определено, поскольку всегда находится в поисках самого себя и способно быть репрезентировано только через Другого, через отношения с другими людьми.
Однако при этом никто не может полностью познать ни самого себя, ни другого, т. е. не способен полностью войти в сознание другого человека.

Структура человеческой психики, по Лакану, является сферой сложного и противоречивого взаимодействия трех составляющих: Воображаемого, Символического и Реального.
Воображаемое — это такой комплекс иллюзорных представлений, которые человек создает сам о себе и который играет важную роль его психической защиты, или, вернее, самозащиты.
Воображаемое подчиняется не принципу реальности, а логике иллюзии: оно создает образ Я, устраивающий индивида и играющий экранирующую роль как по отношению к объект, действительности, так и по отношению к тем образам этого индивида, которые существуют в сознании его партнеров по коммуникации — других; в этом смысле Воображаемое есть область незнания, заблуждения человека относительно самого себя.
Формирование воображаемого происходит у ребенка в возрасте от 6 до 18 месяцев — на стадии, которую Лакан назвал стадией зеркала: именно в этот период ребенок, воспринимавший ранее собственное отражение как другое живое существо, начинает отождествлять себя с ним, узнавать себя в зеркале.

Символическое — это сфера социокультурных норм и представлений, которые индивид усваивает в основном бессознательно, символически, чтобы иметь возможность нормально существовать в обществе, т. е. это область сверхличных, всеобщих смыслов, задаваемых индивиду обществом.
Если в порядке Воображаемого отношения ребенка с матерью характеризуются слитностью и непосредственностью, то, вступая в царство Символического, он обретает в виде отца с его именем и запретами того Другого, который знаменует для него встречу с культурой как с социальным, языковым институтом человеческого существования.

Реальное — самая проблематичная категория Лакана — включает непосредственные жизненные функции и отправления.
Это та сфера биологически порождаемых и психически сублимируемых потребностей и импульсов, которые не даны сознанию индивида в какой-либо доступной для него рационализированной форме.
Отсюда — радикальный пересмотр Лаканом классического понятия субъект».
Если в рамках картезианской традиции субъект рассматривался как некая субстанциальная целостность, как суверенный носитель сознания и самосознания и как ценностная точка отсчета в культуре, то, по Лакану, напротив, субъект предстает как функция культуры, как точка пересечения различных символических структур и точка приложения сил бессознательного.
Не культура является атрибутом индивида, а индивид оказывается атрибутом культуры, говорящей при помощи субъекта; сам же по себе субъект есть ничто, некая пустота, заполняемая содержанием символических матриц.
Отсюда — постоянное взаимодействие между субъектом как носителем культурных норм и Я как носителем желания, т. е. между Символическим и Воображаемым.
Символическое пытается полностью подчинить себе индивида, тогда как задача Я состоит в том, чтобы, используя топосы культуры, создать с их помощью собственный нарцисстический образ, т. е., подставив Я на место субъекта, создать себе культурное алиби.
Тем самым уточняется понятие бессознательного: бессознательное, по Лакану, это речь Другого, но такая речь, которая постоянна редактируется Воображаемым.

Практикуемая С. п. терапия ориентирована преимущественно на языковую проработку словесных выражений.
Лакан сравнивал психотерапевтическую ситуацию с ситуацией восприятия незнакомого языка — и в том и в другом случае человек имеет дело с речевым потоком, протекающем на уровне означающего, никак не соотнесенного с означаемым.
Однако в психотерапевтической ситуации речь идет о двоякой интерпретации означаемого — как объективной реальности, так и содержания психики пациента.
В последнем случае означаемое, т. е. содержание психики пациента, скрывается им осознанно и может быть выявлено лишь по случайным деталям речи и поведения.
Доступная психоаналитику задача не может состоять лишь в том, чтобы реконструировать реальные обстоятельства, внешние по отношению к истории пациента, или же проникнуть вглубь содержаний его сознания.
Его цель — реконструировать на основе протекающего перед ним потока означающих структуру этого потока, которая и есть, по мнению Лакана, не что иное, как структура бессознательного.

Источники:

  1. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе: Пер. с франц. – М.: Гнозис, 1995. – 192 с.
  2. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда: Пер. с франц. – М.: Рус. феноменологич. общ-во; Логос, 1997. – 184 с.
  3. Лакан Ж. Работы Фрейда по технике психоанализа (1953-54); Пер. с франц. – М.: Гнозис; Лого, 1998. – 432 с.
  4. Лакан Ж. Я в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954-55); Пер. с франц. – М.: Гнозис; Лого, 1999. – 520 с.
  5. Тарасов К.Е., Кельнер М.С. Фрейдо-марксизм о человеке. – М.: 1989. – 214 с.