Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Теории и концепции

Теория деятельности

[ А.Н. Леонтьев ]

Теория деятельности (далее - Т.д.), рассматривающая личность в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности, разработана во второй половине XX в. в трудах Леонтьева.
Предмет рассмотрения в Т. д. - целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах.
Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном аспектах.
Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от которой производны все виды внутренней психической деятельности индивидуального сознания.
Обе эти формы имеют общественно-историческое происхождение и принципиально общее строение.

Конституирующей характеристикой деятельности является предметность.
Первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом.
Взаимно превращающимися единицами деятельности считается потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые с ними деятельность <=> действия <=> операции.
Под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой.
Мотив и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него смысла.
Действие в Т. д. внутренне связано с личностным смыслом.

Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции, а содержание, которое прежде занимало место осознаваемых целей частных действий, занимает в строении действия структурное место условий его выполнения.
Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения.
Операции - это качество действия, образующая действия.
Генезис операции состоит в соотношении действий, их включенности одно в другое.

В Т. д. введено понятие мотива-цели, т. е. осознанного мотива, выступащего в роли общей цели и зоны целей, выделение которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс целеобразования всегда связан с апробированем целей действием.
Вместе с рождением действия этой, главной единицы деятельности человека, возникает и основная, общественная по своей природе единица человеческой психики - смысл для человека того, на что направлена его активность.
Генезис, развитие и функционирование сознания производны от того или иного уровня развития форм и функций деятельности.
Вместе с изменением строения деятельности человека меняется и внутреннее строение его сознания.
Возникновение системы соподчиненных действий, т. е. сложного действия, обозначает переход от сознательной цели к осознаваемому условию действия, появление уровней осознания.
Разделение труда, производственная специализация рождают сдвиг мотива на цель и превращение действия в деятельность.
Происходит рождение новых мотивов и потребностей, что влечет за собой качественную дифференциацию осознания.

Далее предполагается переход к внутренним психическим процессам, появляются внутренние действия, а впоследствии - формирующиеся по общему закону сдвига мотивов внутренняя деятельность и внутренняя операции.
Идеальная по своей форме деятельность принципиально не отделена oт внешней, практической, и обе они суть осмысленные и смыслообразующие процессы.
Главными процессами деятельности выступают интериоризация ее формы, приводящая к субъект, образу действительности, и экстеориоризация ее внутренних форм как опредмечивание образа, как его переход в объективно идеальное свойство предмета.
Смысл является центральным понятием, при помощи которого объясняется ситуативное развитие мотивации и дается психологическая интерпретация процессов смыслообразования и регуляции деятельности.

Личность в Т. д. - это внутренний момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющее психическими процессами, целостное психол. новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности.
Личность впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделен природными свойствами и способностями, а личностью он становится лишь в качеств субъекта общественных отношений.
Понятием личность обозначается относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.
Общественные отношения реализуются совокупностью многообразных деятельностей.
Иерархические отношения деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов, и характеризуют личность.
Последняя рождается дважды: первый раз - когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчинение его действий, второй раз - когда возникает его сознательная личность.
Становление личности - это становление личностных смыслов.

Психологию личности венчает проблема самосознания, поскольку главное - это осознание себя в системе общественных отношений.
Личность - это то, что человек создает из себя, утверждает свою человеческую жизнь.
В Т. д. предлагается использовать следующие основания при создании типологии личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру.
На каждой возрастной ступени развития личности в Т. д. более представлен какой-либо определенный вид деятельности, приобретающий ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств детской личности.

Разработка проблемы ведущей деятельности явилась фундаментом, вкладом Леонтьева в детскую и возрастную психологию.
Этот ученый не только охарактеризовал смену ведущих деятельностей в процессе развития ребенка, но и положил начало изучению механизмов этой смены, превращения одной ведущей деятельности в другую.
На основе Т. д. разработаны и продолжают разрабатываться деятельностно-ориентированные теории социальной психологии личности, детской и возрастной психологии, патопсихологии личности и др.

Источники:

  1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 104 с.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 1968. - 468 с.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психолог. тр. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. - 352 с.
  4. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. - 301 с.
  5. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.
  6. Леонтьев А.А. Психология общения. - 2-е изд. - М.: Смысл, 1997. - 372 с.
  7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - 4-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1965. - 584 с.
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
  9. Леонтьев А.Н. Избр. Психол. произведения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1. - 392 с.; Т.2. - 320 с.
  10. Леонтьев Д.А.Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 2-е изд. - М.: Смысл, 1997. - 487 с.
  11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 528 с.
  12. Петровский В.А. Личность в психологии: Парадигма субъектности. - Рост.н/Д.: Феникс, 1996. - 512 с.
  13. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. - М.: ИП РАН, 1997. - 576 с.
  14. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.