Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

<МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Теории и концепции

Теория личностных конструктов

[ Дж.А. Келли ]

Теория личностных конструктов(далее Т.л.к.) — когнитивная теория личности, разработанная в 50-х гг. XX в. американским персонологом Келли.
Цель Т. л. к. состоит в объяснении того, каким образом личность интерпретирует и прогнозирует свой жизненный опыт, предвосхищает (конструирует) будущие события, управляет переживаемыми событиями.
Ключевым понятием Т. л. к., составляющим ядро личности, выступает понятие конструкт личностный — абстракция или обобщение из предшествующего опыта, создаваемого личности классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею на собственном опыте.
Личность в Т. л. к. представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов.
И, чтобы понять личность, достаточно знать конструкты, которые она создает и использует, события, включенные в эти конструкты, и то, как они соотносятся друг с другом.
Если конструкт облегчает адекватность прогнозирования событий, он сохраняется личностью, если же прогноз не подтверждается, то конструкт подвергается пересмотру или исключается.
Валидность конструкта проверяется личностью с т. з. его прогностической эффективности, степень которой может меняться.
Личностный конструкт организует и регулирует поведение, реконструирует систему взаимоотношений, осуществляя понимание объектов в их сходстве и различиях, конструируя образ Я.
Все личностностные конструкты биполярны и дихотомичны (например, хороший—плохой). Каждый конструкт имеет два противоположных полюса: эмерджентный (полюс сходства элементов конструкта) и имплицитный (полюс контраста).

Для создания конструкта необходимы, по крайней мере три элемента (явления или предмета), два из которых должны быть похожими друг на друга, а третий — отличаться от первых двух.
Сходство и различия должны присутствовать в пределах одного и того же конструкта.
В предвидении событий личности выделяют конструкты, которые кажутся релевантными, и тогда выбирают, какой из полюсов релевантных конструктов будет применен.
Выбор полюса конструкта называют в Т. л. к. сложным выбором.
В соответствии с природой контроля, осуществляемого над элементами, в Т. л. к. выделяются специфические типы личностных конструктов:

  • упредительный, стандартизирующий и входящие в него элементы;
  • констелляторный, который может одновременно принадлежать различным областям, но является постоянным в своей области;
  • предполагающий, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативных конструкций и позволяющий личности быть открытой для нового опыта.

Ведущие формальные свойства конструктов определяют типы их классифицирования:
  1. диапазон применимости, включающий в себя все события, при которых конструкт релевантен или применим (все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя от конструкта к конструкту границы диапазона могут меняться);
  2. фокус применимости конструкта, специфичный для применяющего его человека;
  3. степень проницаемости конструкта, по которой конструкты могут различаться.

Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ.
Непроницаемый конструкт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта.
Степень проницаемости и непроницаемости конструктов относительна.
Проницаемость относится только к области пригодности конструкта — конструкт по определению непроницаем для опыта, выходящего за диапазон применимости.

В зависимости от особенностей применимости выделяются основные и периферические конструкты.
По степени устойчивости и неизменности различаются также основные и ситуативные личностные конструкты.
По особенностям диапазона выделяются всесторонние и частные конструкты.
Конструкты могут быть жесткими, т. е. дающими неизменный прогноз, либо свободными, позволяющими делать различные прогнозы при сходных условиях.
Совокупность личностных конструктов представляет собой систему, важнейшей характеристикой которой является ее относительная когнитивная сложность, выражающая количество составляющих систему единиц, их разветвленность и связь.

Система формируемых личностных конструктов имеет сложную иерархию и множество подсистем.
Поскольку конструкт не усваивается извне, а всегда строится самим человеком, он всегда индивидуально определен, одноэкземплярен.
Примеры личностных конструктов, которые человек использует с целью оценки повседневной жизни: взволнованный—спокойный, умный—глупый, мужской—женский, религиозный— нерелигиозный, хороший—плохой и дружеский—враждебный.
Система конструктов организуется в пирамидальную структуру, в которой составляющие ее конструкты находятся либо в управляющей, либо в подчиненной позиции. Конструкт может быть и совершенно независимым.
Подчиняющие и подчиненные конструкты в системе одной личности не обязательно занимают такое же положение в системе другой.
Чем более проницаемы (открыты) подчиняющие конструкты личности, тем больше возможность изменения внутри структуры, в которую они входят.
Если же у личности отсутствуют подчиняющие конструкты для интерпретаций и изменений, она психологически ригидна.

Конструкты могут быть как вербальными, так и невербальными (так, в качестве первичных конструктов могут использоваться жесты, выражения лица и пантомимические паттерны).
В качестве конструктов могут использоваться рисунки, цвета — все, что представляет интерес для экспериментатора.
Для измерения личностных конструктов в Т. л. к. разработан методический принцип репертуарных решеток и репертуарный тест личностных конструктов (РТЛК).
В Т. л. к. активно используется понятие роль, подразумевающее форму поведения, логически вытекающую из понимания личных мыслей и поступков других людей, деятельностно связанных с ней.
Принятие роли требует, чтобы по крайней мере один из взаимодействующих индивидов осознавал, каким образом другой индивид интерпретирует явления или события.
Роли не обязательно должны быть обоюдными, т. е. личности не нужно анализировать исполнителя роли для того, чтобы быть включенной в социальные отношения.
Для исследования ролей личности Келли разработал репертуарный тест ролевого конструкта (РЕП-тест).

Применение Т. л. к. эффективно в понимании эмоциональных состояний личности, психического здоровья и психических нарушений, а также в психоконсультативной и психотерапевтической практике.
Исследования, проведенные Келли и его последователями, показали зависимость между когнитивной сложностью системы конструктов личности и способностью личности к анализу и оцениванию воспринимаемых ею объектов и событий в их противоречивом единстве, что показывает возможность эффективного применения эксперимент, приемов и методов, разработанных в Т. л. к., как перспективных методов изучения личности и стимулирования личностного роста.
В целом Т. л. к. — оригинальное направление в теории личности, иллюстрирующее перспективный когнитивный подход к личности и механизмы ее исследования и развития, а также активно применяемые в практике методы ее изучения.

Источники:

  1. Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 256 с.
  2. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1998. – 246 с.
  3. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение): Пер. с англ. – СПб: Питер Пресс, 1997. – 608 с.
  4. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: Теоретико0методологические основания и психодиагностические возможности. М.: Изд-во МГУ, 1983. – 157 с.