Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Теории и концепции

Теория поля

[ К. Левин ]

Теория поля, рассматривающая личность как сложное энергетическое поле, мотивируемое психологическими силами и ведущее себя избирательно и креативно, разработана в первой половине XX в. Левиным.
Для описания психологической реальности, построения структуры личности и моделирования ее поведения в Т. п. используются средства топологии как раздела математики, изучающей свойства геом. фигур и взаимное расположение фигур.

Т. п. включает несколько взаимосвязанных и тесно переплетающихся между собой концептуальных частей (теория поля, топологическая теория, векторная теория и др.).
Основополагающие и ключевые понятия практически всех концептуальных составляющих Т. п. — поле, напряжение, жизненное пространство и психологическое окружение, или психологическая среда.

Понятие поля определяется в Т. п. как тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые.
В качестве детерминант поведения личности рассматриваются лежащие в основе силы или потребности.
Поле напряжено, когда возникает нарушение равновесия между личностью и средой.
Напряжение поля нуждается в разрядке, осуществляемой как выполнение намерения.
Объекты, в которых человек испытывает потребность, имеют побудительную силу, и, соответственно, объекты, не сопряженные с потребностями личности, побудительную силу теряют.

Жизненное пространство — это психологическая реальность, которая включает тотальность возможных событий, способных повлиять на поведение человека.
Т. п. рассматривает поведение личности как функцию жизненного пространства, поэтому основной своей задачей считает выведение поведения личности из тотальности психологических событий, существующих в жизненном пространстве в данный момент.
Психологическое окружение — это феноменальный мир личности; психическая энергия, вызываемая потребностями, переносится на окружающие объекты, которые становятся валентными и начинают притягивать или отталкивать личность.
Граница между жизненным пространством и внешним миром в Т. п. напоминает скорее проницаемую мембрану или сеть, чем стену или жесткий барьер.
Жизненное пространство и внешний мир тесно связаны.
Изменения, происходящие во внешнем мире, влияют на состояние жизненного пространства, а изменения жизненного пространства — на внешний мир.

Структура личности рассматривается в Т. п. как следствие дифференциации систем психологических напряжений и описывается с помощью пространственной репрезентации человека и математизации понятий.
Отделение человека от остального мира находит завершение в образе замкнутой фигуры.
Несущественно, будет ли нарисованная фигура кругом, квадратом, треугольником или фигурой произвольной неправильной формы, существенно, что она полностью замкнута.
Изображение фигуры в Т. п. символизирует два свойства человека:

  • дифференциацию—отделенность от остального мира посредством сплошной границы;
  • отношение часть—целое — включенность в большее пространство.

В Т. п. различается несколько свойств среды (близость—удаленность, твердость—слабость) и наиболее важное свойство — текучесть—ригидность.
Текучая среда быстро реагирует на любое воздействие, она подвижна и эластична. Ригидная среда сопротивляется изменениям.
Она жестка и неэластична.
При помощи свойств, описывающих среду, можно представить большую часть возможных взаимосвязей в жизненном пространстве.
Для графического описания особенностей психологической среды в Т. п. введены вспомогательные понятия регион и локомодация.
Два региона тесно связаны, податливы относительно друг друга и влияют друг на друга, если между ними легко может быть осуществлена локомодация.
Локомодация в психологической среде не всегда означает, что человек должен совершить физическое движение в пространстве.
Существуют социальные локомодации типа решения проблем и других.
Личность условно графически разделена на перцептуально-моторный регион и внутриличностный регион.
Внутриличностный регион подразделяется на группы периферических и центральных ячеек.
Психологическая среда также разделяется на регионы.

Жизненное пространство окружено внешней оболочкой, представляющей часть не психологической или объективной, среды.
Выделяется новый вид годологического пространства (годология — наука о путях, или локомодациях).
Свойства годологического пространства выражены линейными графами, где каждый регион представлен точкой, а каждая граница между регионами — линией, эти точки соединяющей.
Все эти динамические представления концепции Левин называл векторной психологией.
Важнейшие динамические понятия векторной части Т. п. — психическая энергия, напряжение, потребность, равновесие, а также валентность и сила, или вектор, с помощью которых описываются специфические локомодации личности и способы структурирования среды.

Левин полагал, что личность — сложная энергетическая система, а тип энергии, осуществляющий психологическую работу, называется психической энергией.
Психическая энергия высвобождается, когда человек пытается вернуть равновесие после того, как оказался в состоянии неуравновешенности.
Неуравновешенность продуцируется возрастанием напряжения в одной части системы относительно других частей в результате внешней стимуляции или внутренних изменений.
Когда напряжение исчезает, выход энергии прекращается и вся система приходит в состояние покоя и уравновешенности.
Напряжение — это состояние человека или состояние внутриличностного региона относительно остальных внутриличностных регионов.
Напряжение обладает двумя свойствами:

  • стремится к соответствию с напряжением др. систем посредством процесса уравнивания;
  • оказывает давление на границы системы, перетекая из системы в систему.

Возрастание напряжения, высвобождение энергии вызываются возникновением потребности.

В теории личности Левина выделяются потребности, соотносимые с внутренним состоянием (например, голода) и квазипотребности, которые эквивалентны специфическому намерению.
Валентность обозначает связь мотивации и поведения и выступает как важнейшее концептуальное свойство региона психол. среды.
Динамика психологической среды в Т. п. осуществляется четырьмя способами:

  1. ценность региона может меняться количественно, напр., от положительного к более положительному, или же качественно, от положительного к отрицательному;
  2. векторы могут изменяться по силе, направлению;
  3. границы могут становиться прочнее или слабее, появляться или исчезать;
  4. могут меняться «вещественные» свойства региона, текучесть или ригидность.

Переструктурирование среды является результатом изменений в системах напряжения человека, результатом локомодации или когнитивных процессов.
Конечная цель активности личности в Т. п. — вернуть человек состояние равновесия.

Изменения в поведении личности определяются когнитивным реконструированием, дифференциацией, организацией, интеграцией и мотивацией. Дифференциация — одно из ключевых понятий Т. п. и относится ко всем аспектам жизненного пространства (имеется в виду возрастание количества границ).
Например, для ребенка, по Левину, характерна большая подверженность влиянию среды и, соответственно, большая слабость границ во внутренней сфере, в измерении реальность—нереальность и во временной сфере.
Возрастающую организованность и интеграцию поведения личности Т. п. определяет как организационную взаимозависимость.
С приходом зрелости возникает большая дифференциация и в самой личности, и в психологическом окружении, увеличивается прочность границ, усложняется система иерархических и селективных отношений между напряженными системами.

Т. п. внесла существенный вклад в понимание регрессии в развитии личности и выделила ретрогрессию как обращение к ранним формам поведения, имевшим место в истории жизни человека и регрессию как переход на более примитивную форму поведения независимо от того, вел ли человек себя когда-либо прежде подобным образом.
Т. п. породила множество методологических разработок, экспериментов и эмпирических исследований в области психологии личности XX в.:

  • уровня притязаний (Левин, Т. Дем-бо, Фестингер, 1944),
  • прерванной деятельности и незавершенных действий (Д. Кац, 1938; Зейгарник, 1927), психологического пресыщения (А. Карстен, 1928),
  • регрессии (Р.Бейкер, Т. Дембо, Левин, 1941),
  • конфликта (Левин, 1951, Н. Смит, 1968).

Влияние Т. п. представлено:
  1. в теории мотивации достижения Дж. Аткинсона (1964,1966), которая развивает и разрабатывает идеи уровня притязаний;
  2. в исследованиях открытого и закрытого сознания М. Рокича (1960), использующих понятия дифференциации и ригидных барьеров Т. п.;
  3. в теории когнитивного диссонанса Фес-тингера (1957, 1964), в которой разрабатывается представление Левина о том, что ситуация, предшествовавшая решению, отличается от ситуации после принятия решения;
  4. в теории социальной перцепции и межличностных отношений Ф. Хайдера (1958).

Убедительность Т. п., жизненность исследований, эвристическая сила сделали ее широко популярной и оправдывают ее высокую оценку в современной психологии.

Источники:

  1. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 118 с.
  2. Левин К. Теория поля в социальных науках: Пер. с англ. – СПб.: Ювента, 2000. – 406 с.
  3. Максименко С.Д. Общая психология: Учебник. – К.: Ваклер, М.: 1999. – 523 с.
  4. Хрестоматия по истории психологии (нач. 10-х – сер. 30-х гг. XX в.) / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 296 с.