Центр психологического просвещения
Психологический словарь
Термины на 'Ц'
Целеобразование
ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ - процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Бывает и непроизвольным, и произвольным; характеризуется временной динамикой.Основа формирования цели у человека - его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружения.
Как филогенетические предпосылки возникновения осознаваемых целей у человека выступают две формы предвосхищения в жизнедеятельности животных:
- предвосхищение полезного результата - потребного будущего, достижение коего дает прямой приспособительный эффект;
- предвосхищение средств, использование коих приведет к достижению полезного результата (возникает на относительно высоких уровнях эволюции).
В онтогенезе формирование цели идет в направлении от постановки цели и образования намерений в совместной деятельности с другими людьми - к постановке цели перед собой.
В функциональном отношении в действии выделяются такие процессы:
- образование цели;
- осуществление действия;
- эмоциональная и когнитивная (познавательная) оценка хода выполнения действия и его окончательного результата.
Образ предвосхищаемого результата приобретает побудительную силу, становится целью, начинает направлять действие и определять выбор возможных способов осуществления, лишь связываясь с определенным мотивом или системой мотивов.
Целеобразование, возникновение цели - центральный момент в ходе выполнения действия и главный механизм формирования новых действий.
Психофизиологическая основа цели - закодированный в мозгу образ будущего потребного, акцептор результатов действия, регулирующий программу физиологической реализации действия посредством предвосхищаемых и санкционирующих команд (информирующих о соответствии достигнутого результата требуемому).
Существует ряд механизмов целеобразования:
- превращение полученного требования в индивидуальную цель;
- выбор одного из имеющихся требований;
- превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании;
- превращение побочных результатов действия в цель;
- преобразование неосознанных предвосхищений в цель;
- выделение целей промежуточных;
- переход от целей предварительных к окончательным;
- образование иерархии и временной последовательности целей.
Исследования целеобразования - одно из важных направлений психологического анализа индивидуальной и совместной деятельности:
- изучаются зависимость целеобразования от мотивации деятельности;
- роль эмоций в актах целеобразования;
- оценки достижимости результата;
- соотношение общих и конкретных целей.
Анализ целеобразования ведется в плане функциональном, в плане исторического и онтогенетического развития психики и в плане биологической предыстории целей как осознанных образов будущих результатов действия.