Центр психологического просвещения
Психологический словарь
Термины на 'Ч'
Чувство
ЧУВСТВО - одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.
Открывая личности предметы, отвечающие ее потребностям, и побуждая к деятельности по их удовлетворению, они представляют собой конкретно-субъективную форму существования потребностей. Формирование чувств - необходимое условие развития человека как личности.
Само по себе знание мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы ими руководиться; только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности. Чувства общественно обусловлены и историчны, как и сама личность.
В онтогенезе чувства появляются позже, чем эмоции ситуативные; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и др. общественных институтов.
Предметами чувств становятся прежде всего явления и условия, от коих зависит развитие событий, значимых для личности и потому воспринимаемых эмоционально.
Возникая как результат обобщения опыта эмоционального, сформировавшиеся чувства становятся ведущими образованиями сферы эмоциональной и начинают сами определять динамику и содержание эмоций ситуативных: так, из чувства любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него; горе при разлуке, радость при встрече; гнев, если любимый человек не оправдал надежд, и пр.
Такие эмоции ситуативные уточняют содержание чувств в сложившихся условиях и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой чувствами деятельности.
Иногда чувства и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту (см. чувство: амбивалентность).
В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, где одни чувства занимают ведущее положение, другие - остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями.
Содержание доминирующих чувств определяет одну из важнейших характеристик направленности личности.
Наиболее распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, где они проявляются:
- особую группу составляют высшие чувства, в коих заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности; а) среди них важное место занимают чувства практические, связанные с деятельностью - трудом, учением, спортом, б) сюда относятся также чувства эстетические, предполагающие осознанную или неосознанную способность руководствоваться понятиями прекрасного при восприятии явлений действительности;
- к области чувств нравственных относится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждениям, к государству, к другим людям, к самому себе, и пр.;
- деятельность познавательная порождает чувства познавательные, или интеллектуальные; их предмет - как сам процесс приобретения знаний, так и его результат; их вершина - обобщенное чувства любви к истине;
- чувства интеллектуальные, практические, эстетические чувства возникают в единстве с чувствами нравственными и обогащаются в связи с ними.
По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются так:
- конкретные - например, чувства к ребенку, произведению искусства;
- обобщенные - чувства к детям вообще, к музыке;
- абстрактные - чувства справедливости, трагического.
Отсутствие исчерпывающей классификации чувства объясняется их большим разнообразием и исторической изменчивостью.