Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Центр психологического просвещения

Психологический словарь

Термины на 'Ф'

Функция психическая высшая

ФУНКЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ВЫСШАЯ - сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по происхождению - особый вид функций психических, полностью отсутствующий у животных.
Сюда относятся внимание произвольное, память произвольная, мышление логическое и пр.

Одно из основных понятий современной психологии, введенное Выготским и развитое Лурией и другими отечественными психологами.
В основе представлений о них лежат положения марксистской психологии об общественно-историческом происхождении психики человека и ведущей роли трудовой деятельности в формировании его сознания.
Функции психические высшие как системы весьма пластичны, их компоненты взаимозаменяемы.

Разработка теории функций психических высших позволила обосновать положение о принципиальной возможности восстановления пострадавших функций психических за счет перестройки функциональных систем - их физиологической основы.
При этом были выделены внутрисистемные и межсистемные перестройки функциональных систем (перевод процесса на высший, осознанный уровень; замена выпавшего звена функциональной системы новым, и пр.).

Формирование функций психических высших характерно тем, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже - как полностью внутренний, интрапсихический процесс.
Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психические называется интериоризацией.
Другая важная черта, характеризующая их развитие, - их постепенное свертывание, автоматизация.
На первых этапах формирования они представляют собой развернутую форму деятельности предметной, опирающейся на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эта деятельность свертывается, приобретает характер автоматизированных умственных действий.

Одновременно меняется психологическая структура функций психических высших.
Психофизиологическая основа функций психических высших - сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев (см. синтез афферентный; эффектор).
Часть звеньев функциональной системы жестко закреплена за определенными мозговыми структурами, остальные - высоко пластичны и могут заменять друг друга, что и лежит в основе механизма перестройки функциональной системы в целом.
Итак, каждая из функций психических высших связана с работой не одного мозгового центра и не всего мозга как целого, а является результатом системной деятельности мозга, где различные мозговые структуры участвуют дифференцированно (см. функция психическая высшая: локализация).
Фундаментальны для теории Выготского положение об опосредованности структуры функций психических высших и положение об интериоризации отношений управления и средств-знаков.
Итак, они отличаются от функций психических натуральных своими свойствами, строением и происхождением: они произвольны, опосредованны и социальны.

Основные тезисы учения о функциях психических высших следующие.

  1. При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта со средой; если на животных среда действует и их изменяет, то человек начал действовать на природу и видоизменять ее.
  2. Человеку удается воздействовать на природу благодаря использованию орудий, обобщенно - благодаря развитию материального производства.
  3. Способность к овладению природой не прошла бесследно для человека в очень важном отношении: он научился также овладевать собственной психикой.
    Появились произвольные формы деятельности - функции психические высшие. Овладение природой и собственным поведением - параллельно идущие процессы, глубоко взаимосвязанные.
  4. Как человек овладевает природой с помощью орудий, так и поведением - с помощью психологических орудий: знаков. Появление знаков порождает новую структуру запоминания как психического процесса.
    Знак выступает как дополнительный стимул, связанный с содержанием основного символа, знаком коего он выступает.
    Так он опосредует функцию психологическую, выступая как средство запоминания и воспроизведения - как психологическое орудие.
  5. В процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения родилась возможность приказывать себе.
    Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс был интерпсихическим (межличностным); затем эти отношения превратились в отношения с самим собой - в интрапсихические.
    Это превращение называется интериоризацией. Оно наблюдается и в онтогенезе.