Центр психологического просвещения
Психологический словарь
Термины на 'О'
Обучаемость
ОБУЧАЕМОСТЬ - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.Различаются:
- обучаемость общая - способность усвоения любого материала;
- обучаемость специальная - способность усвоения отдельных видов материала: различных наук, искусств, видов практической деятельности.
Первая - показатель общей, вторая -специальной одаренности индивида.
В основе обучаемости лежат:
- уровень развития процессов познавательных субъекта - восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи;
- уровень развития его сфер мотивационно волевой и эмоциональной;
- развитие производных от них компонент учебной деятельности: уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.
Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания рецептивного (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями).
Поэтому обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может полностью оцениваться лишь показателями его развития.
Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания.