Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Центр психологического просвещения

Психологический словарь

Термины на 'О'

Ощущение

ОЩУЩЕНИЕ - с т. зр. материализма, согласно теории отражения, они - действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешних раздражений в факты сознания - в информацию.
Обеспечивают непосредственную связь сознания с внешней средой, отражают свойства предметов объективного мира.

Отражение в ощущении - результат не просто воздействия объекта на живое существо, но результат их взаимодействия - взаимодействия процессов, идущих навстречу друг другу и рождающих акт познания; результат взаимодействия организма с физическими и химическими свойствами среды при их непосредственном воздействии на рецепторы.

В акте ощущения через органы чувств устанавливается связь со средой. Именно в нем совершается переход энергии внешнего мира в акт сознания. Образы ощущений выполняют регулирующую, познавательную и эмоциональную функции. Ощущения и сохранение их следов - природная основа психики в филогенезе и онтогенезе.

Центральная закономерность ощущений - существование порога восприятия.
В рамках рефлекторной концепции Сеченова и Павлова проводились исследования, показавшие, что по физиологическим механизмам ощущение - это целостный рефлекс, объединяющий связями прямыми и обратными периферические и центральные отделы анализатора.
Проблематика ощущений интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах физиологии. Многообразие ощущений отображает качественное многообразие мира.

Классификация ощущений может осуществляться по разным основаниям.
Одна из классификаций выделяет три основных класса ощущений:

  1. ощущения экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела; они в свою очередь делятся на два подкласса; а) дистантные - зрительные слуховые; б) контактные - осязательные, вкусовые; обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами.
  2. ощущения проприоцептивные (кинестетические) отражающие движение и относительное положение частей тела (благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках);
  3. ощущения интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.

Но эта классификация не учитывает известную независимость функции ощущений от морфологической локализации рецепторов. Так, зрительные ощущения могут выполнять важную проприоцептивную функцию.

Известны попытки создания генетической классификации ощущений. Так, выделяются более древняя - протопатическая и более молодая - эпикритическая чувствительность.
Протопатические ощущения, в отличие от эпикритических, не дают точной локализации источника раздражения ни во внешнем пространстве, ни в пространстве тела, характеризуются постоянной аффективной окрашенностью и отражают скорее субъективные состояния, чем объективные процессы.

Согласно представлениям, разработанным в отечественной психологии, ощущение возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости - как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая связь между биотическими и абиотическими факторами среды.

В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью и всем процессом исторического развития общества.

С т.зр. материализма, в пользу понимания ощущения как продукта развития всей всемирной истории говорят многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности, а также о зависимости восприятия отдельных свойств объектов от социально выработанных систем сенсорных качеств (как система фонем родного языка, шкалы тонов музыкальных или цветовых).