Центр психологического просвещения
Психологический словарь
Термины на 'С'
Сохранение
СОХРАНЕНИЕ - фаза памяти, характеризующая долговременное хранение воспринятой информации в скрытом состоянии; процесс в памяти - удержание в ней информации.О сохранении можно судить лишь на основании наблюдений за другими, предполагающими его мнемическими процессами: воспроизведением, узнаванием, повторным заучиванием.
На сохранение влияет организация запоминания.
Сохранение существенно зависит от организации мнемических средств (см. мнемоника) и от мер, предупреждающих забывание (см. запоминание; повторение).
Качество сохранения определяет воспроизведение.
Многочисленные эксперименты подтверждают, что сохранение информации зависит от цели: запомнить надолго или на краткий срок.
Сохранение давно уже не понимается как пассивное удержание информации, описываемое лишь количественными показателями забывания.
Раскрыта зависимость сохранения:
- от установок личности - профессиональной направленности памяти в деятельности познавательной, злопамятства или добросердечия в памяти эмоциональной и пр.;
- от условий и организации заучивания;
- от влияния последующей информации;
- от мыслительной переработки материала;
- от переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.
Различаются:
- сохранение активное - когда удерживаемый материал подвергается внутренним преобразованиям - от простого циклического повторения до включения в системы новых связей семантических, резко увеличивающего вероятность его последующего воспроизведения;
- сохранение пассивное - когда подобные активные преобразования не обнаруживаются.
Возможность вызвать в состоянии гипнотическом воспоминания и тип поведения, присущие детскому возрасту, ставит вопрос о том, исчезает ли что-либо из памяти окончательно, или оно все же остается как след, недоступный для произвольного, сознательного доступа.