Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Центр психологического просвещения

Психологический словарь

Термины на 'Т'

Теория культурно-историческая

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ - концепция психического развития человека, разработанная в 20-30-е гг. советским психологом Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурии.
При ее формировании был критически осмыслен опыт гештальт-психологии, французской психологической школы, прежде всего Ж. Пиаже, а также структурно-семиотического направления в лингвистике и литературоведении - формальная школа (ОПОЯЗ) и пр.
Теория ориентировалась на марксистскую философию.

Согласно теории культурно-исторической, главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической - совместной со взрослым и опосредованной знаками - деятельности.
В итоге прежняя структура психических функций как натуральных изменяется - опосредуется интериоризованными знаками, психические функции окультуриваются.
Внешне это проявляется в том, что они становятся осознанными и произвольными.
Так интериоризация выступает и как социализация.
В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и сворачивается, с тем чтобы вновь трансформироваться и развернуться в ходе экстериоризации, когда на основе психической функции строится внешняя социальная деятельность.
Как универсальное орудие, изменяющее психические функции, выступает языковой знак - слово.
Здесь намечается возможность объяснения вербального и символического (см. символ) характера когнитивных процессов у человека.

Теория культурно-историческая на общем психологическом уровне и с иных методологических позиций выдвинула проблематику, к коей обратились символические интеракционисты (см. интеракционизм) и сторонники гипотезы Сепира - Уорфа (см. гипотеза относительности лингвистической).

Для проверки основных положений теории была разработана методика двойной стимуляции, с помощью коей моделировался процесс знакового опосредования, прослеживался механизм вращивания знаков в структуру психических функций - внимания, памяти, мышления.

Частное следствие теории культурно-исторической - важное для теории обучения положение о зоне развития ближайшего - периоде времени, когда под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым, знаково опосредованной деятельности происходит переструктурирование психической функции ребенка.

Теория культурно-историческая подвергалась критике, в том числе от учеников Выготского, за неоправданное противопоставление натуральных и культурных психических функций; за понимание механизма социализации как связанного преимущественно с усвоением знаково-символических (языковых) форм; за недооценку роли предметно-практической деятельности человека.

Последний аргумент стал одним из исходных при разработке учениками Выготского концепции структуры деятельности в психологии.

Ныне обращение к теории культурно-исторической связано с анализом процессов общения, с изучением диалогического характера ряда когнитивных процессов (см. диалог), с использованием в психологии аппарата структурно-семиотических исследований.