Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Центр психологического просвещения

Психологический словарь

Термины на 'Т'

Теория уровней построения движений

ТЕОРИЯ УРОВНЕЙ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ - по своему значению выходит за рамки проблемы организации движений; есть многочисленные попытки применения ее положений к процессам восприятия, внимания, мышления и пр. <>В результате исследований качества афферентных сигналов обнаружилось, что в зависимости от того, какую информацию несут сигналы связи обратной (см. принцип кольца рефлекторного) - о степени напряжения мышц, об относительном положении частей тела, о скорости или ускорении рабочей точки, о ее положении в пространстве, о предметном результате движения - афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры мозга головного и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях.
Здесь уровни - это буквально морфологические слои в СНЦ.

Каждый уровень имеет специфические моторные проявления, каждому соответствует свой класс движений.

  1. Уровень А - нижний и филогенетически древнейший.
    У человека не имеет самостоятельного значения и заведует тонусом мышечным; участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями.
    Имеются немногие движения, регулируемые им самостоятельно: непроизвольная дрожь от холода и страха, быстрые вибрато музыкантов, удержание позы при полете после прыжка и пр.
    На этот уровень поступают сигналы от мышечных проприоцепторов, сообщающие о степени напряжения мышц, а также от органов равновесия.

  2. Уровень В - уровень синергии.
    Здесь в основном перерабатываются сигналы от мышечно-суставных рецепторов, сообщающие о взаимном положении и движении частей тела.
    Этот уровень оторван от внешнего пространства. Он принимает большое участие в организации движений более высоких уровней, беря на себя задачу внутренней координации сложных двигательных ансамблей.
    К собственным движениям этого уровня относятся те, что не требуют учета внешнего пространства: вольная гимнастика, потягивания, мимика и пр.

  3. Уровень С - уровень поля пространственного.
    Сюда поступают сигналы от зрения, слуха, осязания - вся информация о внешнем пространстве.
    На этом уровне строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов, т. е. все переместительные движения, движения рук по клавиатуре, баллистические метательные движения, движения прицеливания, броски с захватом предмете и пр.

  4. Уровень D - уровень предметных действий.
    Это - корковый уровень, заведующий организацией действий с предметами.
    Практически имеется лишь у человека.
    Сюда относятся вся деятельность орудийная, все манипуляции с предметами и пр.
    Характерная особенность таких движений - их сообразование с логикой предмета: уже не столько движения, сколько действия, в коих задается не двигательный состав, а лишь конечный предметный результат.
    Способ выполнения действий и набор двигательных операций здесь безразличен.

  5. Уровень Е - последний, самый высокий. Это - уровень интеллектуальных двигательных актов, в первую очередь - речевых движений, движений письма и пр. Эти движения определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.

Важные замечания о функционировании уровней:

  • в организации сложных движений обычно участвуют несколько уровней - уровень ведущий и все нижележащие; в сознании человека представлены лишь те компоненты движения, кои строятся на ведущем уровне, - работа нижележащих, фоновых уровней, как правило, не осознается;
  • формально одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях; ведущий уровень определяется смыслом, или задачей движения.