Центр психологического просвещения
Психологический словарь
Термины на 'Т'
Теория уровней построения движений
ТЕОРИЯ УРОВНЕЙ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ - по своему значению выходит за рамки проблемы организации движений; есть многочисленные попытки применения ее положений к процессам восприятия, внимания, мышления и пр. <>В результате исследований качества афферентных сигналов обнаружилось, что в зависимости от того, какую информацию несут сигналы связи обратной (см. принцип кольца рефлекторного) - о степени напряжения мышц, об относительном положении частей тела, о скорости или ускорении рабочей точки, о ее положении в пространстве, о предметном результате движения - афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры мозга головного и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях.Здесь уровни - это буквально морфологические слои в СНЦ.
Каждый уровень имеет специфические моторные проявления, каждому соответствует свой класс движений.
- Уровень А - нижний и филогенетически древнейший.
У человека не имеет самостоятельного значения и заведует тонусом мышечным; участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями.
Имеются немногие движения, регулируемые им самостоятельно: непроизвольная дрожь от холода и страха, быстрые вибрато музыкантов, удержание позы при полете после прыжка и пр.
На этот уровень поступают сигналы от мышечных проприоцепторов, сообщающие о степени напряжения мышц, а также от органов равновесия. - Уровень В - уровень синергии.
Здесь в основном перерабатываются сигналы от мышечно-суставных рецепторов, сообщающие о взаимном положении и движении частей тела.
Этот уровень оторван от внешнего пространства. Он принимает большое участие в организации движений более высоких уровней, беря на себя задачу внутренней координации сложных двигательных ансамблей.
К собственным движениям этого уровня относятся те, что не требуют учета внешнего пространства: вольная гимнастика, потягивания, мимика и пр. - Уровень С - уровень поля пространственного.
Сюда поступают сигналы от зрения, слуха, осязания - вся информация о внешнем пространстве.
На этом уровне строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов, т. е. все переместительные движения, движения рук по клавиатуре, баллистические метательные движения, движения прицеливания, броски с захватом предмете и пр. - Уровень D - уровень предметных действий.
Это - корковый уровень, заведующий организацией действий с предметами.
Практически имеется лишь у человека.
Сюда относятся вся деятельность орудийная, все манипуляции с предметами и пр.
Характерная особенность таких движений - их сообразование с логикой предмета: уже не столько движения, сколько действия, в коих задается не двигательный состав, а лишь конечный предметный результат.
Способ выполнения действий и набор двигательных операций здесь безразличен. - Уровень Е - последний, самый высокий. Это - уровень интеллектуальных двигательных актов, в первую очередь - речевых движений, движений письма и пр. Эти движения определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.
Важные замечания о функционировании уровней:
- в организации сложных движений обычно участвуют несколько уровней - уровень ведущий и все нижележащие; в сознании человека представлены лишь те компоненты движения, кои строятся на ведущем уровне, - работа нижележащих, фоновых уровней, как правило, не осознается;
- формально одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях; ведущий уровень определяется смыслом, или задачей движения.