Центр психологического просвещения
Психологический словарь
Термины на 'Т'
Тест проективный (прожективный)
ТЕСТ ПРОЕКТИВНЫЙ (прожективный) ~ совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции.Тесты не ориентированы на оценку и в этом смысле не могут считаться стандартизованными.
Ответы испытуемых не оцениваются как правильные или неправильные, а показатели - как высокие или низкие.
Эти тесты ориентированы на иное: они выявляют качественные особенности личности, не оцениваемые по каким-либо критериям.
Ряд авторов полагает, что называть их тестами неправомерно - следовало бы назвать их, например, процедурами диагностическими (см. также методика проективная).
Соответственно, действия обследуемых не толкуются как правильные либо неправильные, но представляют диагностическую ценность как таковые - как индивидуальные проявления, позволяющие делать выводы о личностных особенностях.
В основе этих тестов лежит принцип проекции.
Тесты проективные предполагают создание достаточно неопределенной ситуации, оставnotляющей испытуемому достаточную свободу действий; даваемая инструкnotция, как правило, определяет лишь общее направление или начальный этап поведения.
Материал теста может толковаться или использоваться разными способами; главное - не объективное его содержание, а субъективный смысл - то отношение, кое он вызывает у обследуемого.
Здесь под проекцией понимается не только средство защиты психологической, но и обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий (так, субъект, оказавшись в некоторой ситуации, в восприятии преобразует ее сообразно своей индивидуальности).
Тесты проективные требуют широкой теоретической подготовки психолога и практического опыта, по их применению.
Особенность работы с тестами проективными - то, что интерпретация результатов во многом зависит от квалификации и опыта диагноста; хотя обычно существуют указания на основные принципы интерпретации и диагностическое значение тех или иных проявлений клиента, сами по себе они недостаточны для полноценной работы с тестом в силу многообразия реальных ситуаций.
Естественно, трудно избежать субъективности интерпретации, и это - одна из проблем проективного тестирования.
Считается, что достаточная квалификация для работы приобретается продолжительной практикой, иногда многолетней, под
руководством опытного специалиста.