Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

<МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Центр психологического просвещения

Психологический словарь

Термины на 'У'

Установка

УСТАНОВКА - по Узнадзе - готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека.
Речь идет именно о готовности к предстоящему действию.
Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка - к периоду, что ему предшествует.

Установка имеет весьма важное функциональное значение: это состояние готовности позволяет эффективнее выполнить соответствующее действие.
Но иногда механизмы установки могут ввести в заблуждение. Именно ошибки установки, проявляющиеся в ошибочных действиях, восприятиях или оценках, относятся к ее самым выразительным проявлениям.

Это понятие занимает очень важное место - видимо потому, что явления установки пронизывают практически все сферы психической жизни .
Установка - не частный психологический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется и в том, что она, будучи сформирована в одной сфере, переходит на другие.
Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при встрече потребности с ситуацией ее удовлетворения; на базе установки, выражающей состояние всего субъекта как такового, деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов.
Но деятельность в плане импульсивной установки человеку хотя и свойственна, однако не отражает его сущности.
Специфически человеческое - явление объективации - акт выделения действия из единства с субъектом, переживание действительности как существующей независимо от субъекта.
Объективация возникает, когда установка не обеспечивает адекватного действия; тогда возникает план сознания, в результате чего опять-таки вырабатывается готовность к деятельности - установка.

Понятие установки первоначально было введено в психологии экспериментальной немецкими психологами для обозначения обусловленного прошлым опытом фактора - готовности действовать некоторым образом, определяющего скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию и некоторые иллюзии восприятия, а также для описания возникающего при постановке задачи неосознаваемого состояния готовности, обусловливающего направленность различных процессов психических.

Позднее понятие установки социальной - аттитюда - вводится в психологию социальную и социологию для обозначения субъективных ориентаций индивидов как членов группы (или общества) на некие ценности, предписывающих определенные социально принятые способы поведения.

Основной недостаток подобных интерпретаций установки состоит в том, что в них область социально-установочной регуляции поведения фактически ограничивается некими абстрактными условиями.

В качестве объяснительного принципа изучения психических явлений установка наиболее глубоко разработана Д. Н. Узнадзе и его школой (см. теория установки).

Установки могут проявляться в различных сферах психической жизни. Можно говорить об установках моторных, установках перцептивных, установках умственных.

Установки могут быть осознанными, однако наибольший интерес представляют проявления установок неосознаваемых.
В психологии общей установка применяется при исследовании:

  • целенаправленного поведения животных;
  • психофизиологических механизмов приспособления организма к предвосхищаемым ситуациям;
  • избирательности и направленности процессов психических;
  • механизмов неосознаваемой регуляции деятельности личности;
  • формирования характера.

В психологии социальной установка используется при изучении:

  • отношений личности как члена группы к некоторым объектам социальным;
  • механизмов саморегуляции, устойчивости и согласованности социального поведения;
  • процесса социализации и изменения установки, - например, под влиянием пропаганды (см. психология пропаганды).

А также - при прогнозировании возможных форм поведения личности в определенных ситуациях.

Функция установки, ее эффекты и содержание раскрываются при изучении ее роли в регуляции деятельности.
Здесь ее основные функции таковы:

  1. установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм стабилизации, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях;
  2. установка освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, прежде встречавшихся ситуациях;
  3. установка может выступить и как фактор, обусловливающий инертность, косность деятельности, затрудняющий приспособление к новым ситуациям.

Эффекты установки непосредственно обнаруживаются лишь при изменении условий протекания деятельности.
Ввиду этого общий методический прием изучения феноменов установки - это прием прерывания деятельности.
Так, субъекту для сравнения по некоторым параметрам предъявляют два равных критических объекта после неоднократного предъявления неодинаковых установочных объектов (метод фиксации установки Д. Н. Узнадзе).

Содержание установки зависит от места объективного фактора, вызывающего установку, в структуре деятельности.
Смотря по тому, на какой фактор деятельности направлена установка (мотив, цель, условие деятельности), выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности - уровни установок смысловых, целевых и операциональных.

Установки смысловые выражают проявляющееся в деятельности отношение личности к объектам, имеющим смысл личностный.
По происхождению они производны от установок социальных.
Они содержат:

  1. компоненту информационную - взгляды на мир и образ того, к чему человек стремится;
  2. компоненту эмоционально-оценочную - антипатии и симпатии к значимым объектам;
  3. компоненту поведенческую - готовность действовать по отношению к объекту, имеющему смысл личностный.

Функции установок смысловых таковы:

  • функция инструментальная: с их помощью индивид приобщается к системе норм и ценностей данной среды социальной;
  • функция самозащиты: они помогают сохранить статус-кво личности в напряженных ситуациях;
  • функция ценностно-экспрессивная: они способствуют самоутверждению личности;
  • функция познавательная: они выражаются в стремлении личности привести в систему содержащиеся в них смыслы личностные знаний, норм или ценностей.

Возникнув в конкретной деятельности, установки смысловые могут проявиться при встрече со сходными значимыми объектами и определять поведение личности в широком круге сходных ситуаций.
Такие установки становятся обобщенными установками и превращаются в черты характера.
В отличие от установок целевых и операциональных, изменяющихся в ходе обучения под влиянием речевых воздействий, инструкций, их изменение всегда обусловлено изменением самой деятельности субъекта.

Установки целевые - вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия.
При прерывании действия они проявляются в виде динамических тенденций к завершению прерванного действия (см. эффект действия незавершенного).

Установки операциональные - появляются в ходе решения задачи на базе учета условий наличной ситуации и вероятностного прогнозирования этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в сходных ситуациях.
Они обнаруживаются в стереотипности мышления, конформности личности и пр.