Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

<МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Центр психологического просвещения

Психологический словарь

Термины на 'В'

Воля

ВОЛЯ - сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это необходимо.
Способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных процессов психических. Благодаря ей человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее.
Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположные.
Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений к действиям, осуществляемым по собственным решениям человека, но не отвечающим его желаниям.
Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желаний человека, связанного с постановкой проблем свободы воли.

Как основные функции воли выделяются:

  • выбор мотивов и целей;
  • регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;
  • организация психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему;
  • мобилизация физических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленных целей.

Возможность произвольно регулировать действия и психические процессы, подчиняя их своим сознательным решениям, так же объясняется наличием воли, как и проявление в действиях человека качеств настойчивости, решительности, выдержки, смелости и пр.

Для возникновения волевой регуляции необходимы определенные условия - наличие препятствий и преград. Воля тогда и проявляется, когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние - время, пространство, противодействие людей, физические свойства вещей и др.; препятствия внутренние - отношения и установки, болезненные состояния, усталость и др. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают усилие волевое, кое создает необходимый тонус, мобилизационную готовность для преодоления трудностей.

Многообразие ситуаций, требующих срочной волевой регуляции - преодоление препятствий, направленность действия в будущее, конфликт мотивов, конфликт между требованием подчинения социальным нормам и имеющимися желаниями и пр., - сводимо к трем реальностям, в основе коих лежит необходимость: 1) восполнение дефицита побуждения к действиям при отсутствии их достаточной мотивации; 2) выбор мотивов, целей, видов действия при их конфликте; 3) произвольная регуляция внешних и внутренних действий и психических процессов.

Как социальное новообразование психики, волю можно представить как систему различных процессов психических или как особое внутреннее действие, включающее различные внешние и внутренние средства. Участие мышления, воображения, эмоций, мотивов и пр. в волевой регуляции приводило в истории науки к преувеличенной оценке либо интеллектуальных процессов (теории воли интеллектуалистические), либо аффективных процессов (теории воли эмоциональные). Появились теории, где воля рассматривалась как первичная способность души (см. волюнтаризм).

Волевая регуляция поведения и действий - это произвольная регуляция активности человека. Она формируется и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем - самоконтроля личности. Волевая регуляция проявляется как личностный уровень произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о ней исходит от личности и в регуляции используются личностные средства. Одно из таких средств личностной регуляции - изменение смысла действий.

Намеренное изменение смысла действия, приводящее к изменению побуждения, может достигаться: 1) переоценкой значимости мотива; 2) привлечением дополнительных мотивов; 3) предвидением и переживанием последствий действия; 4) актуализацией мотивов посредством воображаемой ситуации, и пр.

Развитие волевой регуляции прежде всего связано с формированием: 1) богатой сферы мотивационно-смысловой; 2) стойкого мировоззрения и убеждений; 3) способности к волевым усилиям в особых ситуациях действия. Оно также связано с переходом от внешних способов изменения смысла действия к внутренним.

Закрепившиеся волевые свойства обозначаются специальными терминами, такими как целеустремленность, решительность, выдержка, самостоятельность, мужество, настойчивость. Далеко не при всех обстоятельствах может сформироваться и проявиться нужное волевое свойство, сверх того, эти качества своеобразны в зависимости от характера дел, где они проявляются.