Центр психологического просвещения
Психологический словарь
Термины на 'З'
Забывание
ЗАБЫВАНИЕ - процесс, характерный постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала.Забывание впервые исследовалось Г. Эббингаузом (1885), установившим временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала.
Последующие исследования показали, что темп забывания зависит:
- от объема запоминаемого материала;
- от его содержания и степени его осознанности;
- от сходства запоминаемого и интерферирующего (см. интерференция) материала;
- от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность объекта, и пр.
Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое содержание качественно изменяется и включается в опыт субъекта.
Согласно интерференционным теориям, забывание представляет собой следствие стирания следа памяти под влиянием интерференции проактивной и ретроактивной.
По Р. Аткинсону, память долговременная вечна, а забывание происходит так: ключом для припоминания является выбор пробной (подсказывающей) информации, благодаря коему и активизируются соответствующие поисковые наборы в хранилище памяти долговременной; неадекватный же выбор пробной информации и последующее неудачное воспроизведение (поскольку задача припомнить большой объем материала порождает большие поисковые наборы) приводят к эффекту забывания.
Но и эта теория уязвима, ибо не объясняет всех феноменов забывания (см. эффект края).
В отечественной психологии перспектива создания психологической теории памяти, объясняющей феномены забывания, связана не с традиционной доктриной следов, а с представлением о памяти как действии в собственном смысле слова (см. память; запоминание).