Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Родителям

Игра в жизни ребенка

Игрушки для сюжетной игры


Мир современного ребенка трудно себе представить без игрушек.
Мы уже говорили о том, что игрушка является вещной проекцией игры, через нее в основном общество поддерживает и культивирует детскую игру.

Представим себе, что мы в отделе игрушек Детского мира, и присмотримся внимательно к игрушкам, которые ждут покупателей на прилавках.
Вот отдел кукол.
Здесь и маленькие куклы, и большие, с закрывающимися глазами и с нарисованными, говорящие и умеющие ходить, малыши-голыши и нарядно одетые девочки, красные шапочки, айболиты, куклы Барби и т. п.
А сколько разных зверюшек — плюшевые и пластмассовые мишки, зайцы, собачки, обезьянки.
Рядом на прилавке кукольное хозяйство — посуда, плита, стиральная машина, кукольная мебель.
Вот у этой плиты все краны поворачиваются и духовка открывается — совсем как настоящая.
А рядом — другая плита, краны и духовка в ней только нарисованы.
А дальше — игрушечные машины: точные маленькие модели Жигулей, деревянные грузовики, похожие на настоящие лишь в самых общих чертах.
А вот и просто руль на подставке — можно его приспособить и для легковушки, и для грузовика, да и вместо штурвала на пароходе он тоже подойдет.

Игрушка игрушке — рознь, и не только по своей тематике (кого и что она изображает), но и по способу, которым представлены в ней реальные предметы и образы — полно или фрагментарно, детально или в самых общих чертах.
Педагоги и психологи относят к сюжетным игрушкам те, которые так или иначе воспроизводят черты (образ) реального прототипа .
Но по характеру воспроизведения этого образа сюжетные игрушки подразделяются на реалистические (точные копии настоящих предметов) и прототипические (имитирующие реальные предметы особым образом — через обозначение и даже преувеличение основных, главных деталей, связанных со специфическими функциями предмета, и игнорирование его второстепенных деталей).
Например, кухонная плита с поворачивающимися кранами и прочими деталями может быть отнесена к реалистическим игрушкам, а плита с нарисованными конфорками и кранами — к прототипическим.

Игрушки можно различать и по их тематической направленности (хотя и достаточно условно).
Так, можно выделить политематические игрушки , которые могут быть использованы в разных по содержанию играх.
Например, игрушечный телефон с успехом используется и при игре в семью, и при игре в больницу, детский сад, магазин и т. п.
А есть игрушки, которые более жестко связаны с тем или иным тематическим содержанием игры, к примеру, фонендоскоп и шприц, парты и грифельная доска.
Эти игрушки можно назвать монотематическими или ключевыми (определяющими тематику сюжета).

Всем, конечно, известно, что дети в своей игре используют разнообразный предметный материал, который нельзя назвать собственно игрушками.
Это палочки, шишки, камушки, веревки и т. п., замещающие необходимые в ходе игры настоящие предметы.
При этом дети руководствуются не столько внешним сходством этого материала с реальными предметами, сколько удобством действования с ними (например, камушки вместо конфет, опавшие листья вместо горчичников, песок вместо каши и т. п.).
Кроме того, в ход часто идут и любые другие вещи из «взрослого» обихода (стулья для конструирования машины, диванные подушки для устройства дома или пещеры, папин ремень для обозначения роли солдата и т. п.).
Все эти предметы, не предназначенные специально, как сюжетные игрушки, для игры, но задействованные ребенком в ней, в психологии и педагогике называются предметами-заместителями .

Предметам-заместителям принадлежит важная роль в развитии детского мышления, творчества.
Психологические исследования показывают, что включение предметов-заместителей в игры малышей способствует переходу от наглядно - действенного мышления к образному; у старших дошкольников они способствуют активизации воображения, фантазии, творчества.
Какие же все-таки игрушки лучше, полезнее для детской игры и для развития ребенка в ней?
Это зависит от того, сложились ли уже у ребенка способы построения сюжетной игры или только начинают формироваться, развертывает он в игре однообразные, стереотипные сюжеты или, напротив, обилие игровых замыслов не дает ему остановиться ни на одном.
Рассмотрим основные тенденции в использовании детьми игрушек на протяжении дошкольного детства, функции игрушки в игре.

В раннем возрасте, когда сюжетная игра только начинает складываться, игрушки, по сути, определяют и тему игры ребенка, и характер игровых действий.
Для усвоения ребенком элементарных игровых действий наиболее важны прототипические игрушки, поскольку они ярко выделяют основные специфические функции предметов.
К примеру, если ребенку двух лет дать реалистическую игрушечную плиту, то он, вместо того чтобы готовить обед на ней, будет бесконечно открывать и закрывать дверцу духовки, вертеть краны и т. п.
Прототипическая игрушка, ограничивая возможности манипулирования, направит ребенка на развертывание сюжета, хотя бы и элементарного: приготовление каши для куклы, потом кормление ее.

То же самое происходит и с куклами.
Красивая кукла — с золотистыми волосами, закрывающимися глазами, настоящими ресницами (или современная кукла Барби), конечно же, привлечет внимание малыша полутора-двух лет.
Но как?
Ребенок попробует пальчиком глаза, нажмет на них покрепче; исследует, крепко ли приклеены ресницы, и т. д.
В результате таких действий куклы быстро превращаются из красавиц в слепых уродцев, родители огорчаются, дети плачут, и, конечно, здесь уж не до сюжетной игры.
Всех этих недоразумений можно избежать, если предложить малышу прототипическую куклу-голыша (с нарисованным личиком, лепным париком), которого можно (без боязни повреждений) кормить, завертывать в одеяло, укладывать спать и т. п.
Иначе говоря, реалистическая игрушка часто может мешать сюжетной игре детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Чем старше ребенок, тем сложнее становится его отношение к игрушке, зависимость между игрушками и игрой.
Одна из тенденций заключается в том, что к игрушке предъявляются требования, чтобы она была как можно больше похожа на настоящую вещь: если это одежда для куклы, так она должна быть летняя и зимняя, с платьями разных фасонов, шапочками, пальто и т. п.; если кукольная мебель — надо, чтобы все детали функционировали по-настоящему: дверцы шкафа открывались, в торшере зажигалась лампочка и т. п.

Но присмотримся, как действуют с такими игрушками дети.
Они их любовно рассматривают, складывают в коробочки, с гордостью демонстрируют гостям, сверстникам, случается, и обмениваются ими.
Кукольные принадлежности, автомобильчики, солдатики, роботы-трансформеры (так же как, к примеру, фантики, вкладыши от жевательной резинки, «начинка» из киндерсюрпризов и пр.) становятся для детей их собственными сокровищами, предметами своеобразного коллекционирования. Обладание ими часто является самоцелью.
Конечно же, нередко эти игрушки используют и в особого рода сюжетной игре — режиссерской, где ребенок с их помощью воссоздает разные события (военные сражения, автомобильные гонки и т. п.), управляя их развертыванием как бы со стороны.

Другая тенденция связана с тем, что сюжетная игра ребенка старшего дошкольного возраста, где он сам действует в качестве героя воображаемых событий, все больше освобождается от власти игрушки.
Начало и ход игры уже чаще определяются внутренним замыслом, идеей, а не игрушками, окружающими ребенка, как это происходит у детей раннего и младшего дошкольного возраста.
По данным психологических исследований, уже у четырехлетних детей в 50 процентах случаев начало игры не зависит от наличия определенных игрушек.
И тогда становится нужной та игрушка, которая может обслуживать разнообразные игры, включаться в разное тематическое содержание.
На первое место по своей значимости для игры выступают политематические игрушки (независимо от их образного решения — прототипические или реалистические) и предметы-заместители.
Предметно-игровая среда уже перестает быть непосредственным стимулом для игры, а конструируется самим ребенком в зависимости от выбранной темы игры, т. е. подчинена игровому замыслу.

Источники .

  1. Акимова Г. Развивающие игры для малышей. – СПб.: Лениздат, 2007. – 320 с.
  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1997. – 135 с.
  3. Белякова О.В., Матюхина Ю.А. Развивающие игры для малышей. – М.: Мой мир, 2007. – 320 с.
  4. Степанов С.С. Нормальные проблемы нормального ребенка. – М.: Генезис, 2002. – 144 с.
  5. Субботина Л.Ю. Игры для развития и обучения: дети 5-10 лет. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 128 с.