Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Родителям

Ребенок бывает "кусачий"

Кто самый слабый


Когда я, 12-летняя, глотала слезы в темном зале кинотеатра во время фильма Чучело, я не знала английского слова буллинг.
Знала только то, что история эта правдивая и немножко про меня - я тогда перешла в новую школу.
А еще, про хилого Борьку с его странной пожилой мамашкой, над которой все смеялись.
И про толстушку Ирку с ее вечной бедностью. В каждом классе был своей объект травли, иногда необъяснимо безжалостной.

Можно ли подготовить ребенка к жестокости сверстников, научить его вести себя так, что не оказаться ни жертвой, ни мучителем?
Что делать, если ваши сын или дочь стали объектом травли?
Обсуждаем это вместе с экспертами - психологом, д. п. н., профессором Аллой Баркан и профессором МГППУ, к. п. н. Мариной Битяновой.

Буллинг (или школьная травля) распространяется по миру, как вирус, в последние годы особенно быстро.
Вот лишь те случаи, которые получили широкую огласку: в Польше девочка-подросток добровольно ушла из жизни, после того как одноклассники насильно раздели ее догола и сняли все на видеокамеру мобильного телефона.
В Великобритании состоялся судебный процесс над школьницами, издевавшимися над 12-летней подругой: они прижигали ей лицо сигаретами, били по голове туфлями и хлестали крапивой.
Там же, в газете The Times, в 2007 году были опубликованы дневники покончившей с собой 14-летней Лоры - она не выдержала мучений, вызванных издевательствами в школе.
Беда Лоры была в ее полноте и беспомощности перед нападками.
В Японии прокатилась волна подростковых самоубийств на почве буллинга. У нас в Тюмени одноклассницы заманили 14-летнюю Наташу в квартиру одной из девочек, для того чтобы поиздеваться над ней.
Не выдержав пыток трех школьниц, Наташа выпрыгнула с восьмого этажа, чудом оставшись в живых.
Но даже в больнице, очнувшись, она боялась рассказать, что же все-таки произошло.
И только видео, заснятое мобильным телефоном, помогло раскрыть правду.

Проблема насилия в школе и даже в детском саду начала волновать психологов и педагогов давно - уже с 1905 года в печати начали появляться первые работы на эту тему.
А сегодня буллинг стал темой научных исследований, конференций, статей и национальных проектов.
С помощью опросов выяснилось, что школьная травля существует во всем мире - примерно каждый пятый ребенок испытывал ее на себе, а каждый седьмой - был агрессором.
Именно поэтому во многих странах работают серьезные программы, разработанные специально для предотвращения агрессивности.
Самая известная из них - общенациональная антибуллинговая программа, созданная всемирно известным норвежским психологом Даном Ольвеусом.

Программа работает в Норвегии с 1983 года, и результаты ее настолько убедительны, что ее стали применять и в США, и в Великобритании.
Практика доказала: при использовании этой программы можно снизить число жертв и число преследователей на 30-50%, а кроме того, уменьшить количество подростковых преступлений вроде воровства, краж, разбоя, изнасилований.

Главные принципы таковы:

  • Теплый, положительный интерес и вовлечение взрослых (учителя, родители и воспитатели постоянно проявляют интерес к отношениям детей, причем делают это без морализаторства, а искренне и открыто).

  • Твердые рамки и ограничения неприемлемого поведения (правила вырабатываются совместно детьми и взрослыми, в программе предусмотрена общешкольная конференция на тему буллинга).

  • Последовательное применение некарательных, нефизических санкций за неприемлемое поведение и нарушение правил (ребенок знает, что за нарушение правил наказание будет жестким, неизбежным и не унижающим его достоинство).

  • Наличие взрослых, выступающих в качестве авторитетов и ролевых моделей (специально для этих целей школа привлекает подобных людей, давая детям возможность общения с теми, кто вызывает уважение).

К этому прибавляется тщательная и постоянная психодиагностика.
Кстати, раннее выявление агрессивности помогает бороться с буллингом - это подтверждено в Канаде, где такая работа успешно проводится.
В Чехии появились программы, суть которых в поощрении и поддержке детей, рассказывающих о школьной дедовщине взрослым, ведь одна из главных причин невмешательства взрослых в том, что дети боятся обнародовать факты насилия.

Создана Европейская обсерватория школьного насилия (Е0П1Н), а в Страсбурге разработан проект Хартии Демократическая школа без насилия.
Во многих странах школьники играют в компьютерные игры, обучающие антижертвенному поведению, участвуют в играх и театральных постановках, специально разработанных для жертв и агрессоров, участвуют в семинарах и открыто пытаются решать проблемы.
В некоторых школах Австралии создана система шефства - когда к каждому младшему школьнику прикреплен старший, который сопровождает его в школу и обратно.

У нас же, по данным Научного центра психического здоровья РАМН, уровень насилия в школе превышает аналогичный уровень в странах Европы и Азии, на государственном уровне школьное насилие не обсуждалось и специальных законов пока не принято.
Именно поэтому родителям надо самим защищать своего ребенка - как от того, чтобы стать жертвой, так и от того, чтобы превратиться в агрессора.
Надо объединять усилия с другими родителями, вместе воздействовать на учителей и требовать внимания школы к проблеме.
Конечно, полностью искоренить буллинг вряд ли удастся, предостерегают психологи, - он напрямую связан с непрекращающимся насилием в обществе, но можно и нужно пытаться свести его к минимуму и максимально смягчить последствия.
Родители, которых не устраивает ситуация разделения детей на унижаемых и тех, кто правит, вполне в состоянии бороться, используя все способы, придуманные на сегодняшний день в разных странах.

Однажды ко мне на консультацию, - рассказывает Алла Баркан, - родители привели семилетнего Алешу, ставшего жертвой школьной дедовщины.
У него был вид затравленного зверька, он смотрел на меня исподлобья, пальцы сжимались в кулаки.
Он явно готовился к бою. Казалось бы, откуда взялась агрессия, разве она свойственна изгоям, боящимся собственной тени?
На самом деле все логично. Алеша подвергался такому насилию со стороны одноклассников, что просто уже не был в состоянии различить, кто из окружающих виноват в его бедах. Алеша - не совсем типичная жертва школьной дедовщины, зараженной вирусом агрессии, вызывающем в ответ ответную реакцию многократно сильнее и яростнее.
Но именно такие дети в попытке отомстить могут пойти на самые тяжкие преступления.
Чаще я видела совсем других жертв школьного буллинга – растерявших даже последние перышки из своих крыльев, жалких и смиренных, презирающих самих себя
.

Неправы те родители, которые считают, что вместе со школьными годами пройдет и стресс, вызванный травлей.
Последствия могут продолжаться всю жизнь.
Дети-изгои могут затем превратиться в жертв армейской дедовщины и офисного буллинга (тоже очень распространенного в мире явления).
Если ребенок подвергался насилию неоднократно и на протяжении долгого времени, у него может развиться серьезное нарушение, которое специалисты называют посттравматическим стрессовым расстройством.
Об этом говорят и многочисленные воспоминания взрослых уже людей, которые много лет пытаются и не могут забыть ужасных лет, проведенных в ситуации школьной травли.

Как понять, что ребенка травят?


Беда в том, что о травле родители узнают слишком поздно.
Когда его дразнят, забрасывают его портфель в туалет к другой половине человечества, рвут его тетради и учебники - это считается нормальным, - убеждена Марина Битянова.
Когда никто с ним не играет и не разговаривает, когда большинство класса его просто игнорирует безо всякой причины, без объявления бойкота - это вообще не считается.
Все обычно думают, что это вина самого ребенка, который не умеет общаться.
На самом деле все это - варианты травли, которые оставляют травмы в душах всех участников процесса: и нападающих, и жертв.
Высокая терпимость к насилию есть своего рода общественное принятие его
.

Ребенок жалуется, родители пытаются говорить с классным руководителем, с учителями - никто ничего не замечает.
Действительно, травля может происходить только на переменах или после школы...
Самооценка снижается, человек либо легко и по ничтожному поводу становится в позицию жертвы, и тем самым провоцирует насильника на агрессию, либо опять-таки провоцирует на ответную агрессию неоправданно и избыточно яростными реакциями.
Получается, процесс превращается в снежный ком - один постоянно находится в ярости, другой обижается на все, даже на незначительные слова и поступки.
А вокруг находятся те, кого называют конформистами, - участвующие в травле пассивно, из страха стать жертвой самим.
Они тоже боятся и тоже травмируются ситуацией. При этом ребенок становится агрессивным, обидчивым, раздражительным и любые разговоры о возможной дедовщине дома не поддерживает (не хочет лишний раз вспоминать о насилии).

Роль учителя


Известно, что 10% учителей, - говорит Марина Битянова, - провоцируют травлю.
Как они это делают? Очень просто. Когда учитель пристрастен, несправедлив, унижает и смеется над некоторыми избранными детьми, эти дети становятся жертвами травли.
Учитель может отдыхать, его работу сделают его лучшие ученики.
Есть взгляды и мнения, способствующие травле.
Например: жесткие отношения готовят детей к жизни, мальчики без драк не вырастают, все девчонки - интриганки.
В результате образуется своеобразный заговор молчания среди учителей. Особенно среди учителей-предметников, которые обеспокоены только тем, чтобы на их уроках все было благообразно.
На самом деле травля заметна.
Не верьте, что учителя ничего не видят. Все они замечают, но не умеют бороться с этим, а никто не хочет испытывать чувство бессилия и профессиональной некомпетентности, легче сделать вид, что ничего не происходит.
Справиться с ситуацией, когда кого-то из детей травят, непросто, но возможно.
Для этого необходимо предпринимать согласованные усилия.
Учитель может:

  • если речь идет о детях до 12 лет, четко и ясно, без нравоучений и абстрактных рассуждений заявить о том, что подобного поведения он не допустит ни под каким предлогом;

  • занять детей совместным познавательным и захватывающим проектом, требующим разделения обязанностей и ролей. Часто травля возникает от обыкновенного безделья и отсутствия развлечений;

  • если травлю организуют старшие подростки, бесполезно жестко и открыто демонстрировать свою поддержку жертве: ее начнут травить еще сильнее.

Эффективное лекарство - совместный поход на выживание, в котором детям будет по-настоящему трудно.
Там можно вести индивидуальные беседы в духе представь себя на его месте.
Вообще, в случае травли в старших классах усилий одного учителя недостаточно, и правильно будет собрать педсовет с приглашением на него школьного психолога.

Как предотвратить буллинг


Прежде всего надо знать, попадает ли ребенок в группу риска:
  • есть ли у него физические недостатки (полнота, худоба, шрамы, очки, прыщи и т. д.),
  • яркие, необычные черты внешности (рыжие волосы, низкий или высокий рост),
  • особенности поведения (активная жестикуляция, громкий голос и т. д.),
  • обидчив ли он, не заикается ли в минуты волнения, легко ли раздражается.

Если какая-то из этих особенностей у ребенка есть, нужно обязательно проводить антибуллинговую профилактику:

  1. Тщательно выбирайте школу, исходя из возможностей ребенка, а не собственных амбиций.
    Если программа слишком сложная и школа ориентирована только на успешных детей, то ребенок может оказаться в изгоях из-за того, что он не справляется с нагрузкой.

  2. Учите его не хвастаться игрушками, деньгами родителей или их положением в обществе.
    Разговаривайте о социальном неравенстве: о том, что богатство и личные качества не всегда связаны, что физические недостатки не повод для издевательств.
    Тем самым вы предотвращаете превращение ребенка в зачинщика травли.

  3. Если есть возможность, занимайтесь с ребенком спортом, это всегда придает уверенности в себе.

  4. Играйте в игры, где есть победитель и побежденный, приучайте к тому, что он может стать как первым, так и вторым, без ущемления самолюбия и без злости.

  5. Если ребенок переходит в новую школу, он неизбежно окажется на нижней ступеньке иерархии - к нему надо быть особенно внимательным, много разговаривать с ним о школе.

Хороший вариант - пригласить к себе домой одноклассников, познакомиться с учителями.
Тем самым вы обеспечите ребенку поддержку среди тех и других. Если через месяц-два все станет на свои места, значит, ребенок нашел свою нишу в классе.
Если вы считаете, что ребенок стал жертвой, прежде всего убедитесь, что это действительно травля, а не локальный конфликт.

Ребенок пришел домой и пожаловался на то, что учительница накричала на него, а здоровяк Витя кинул линейкой? Это еще не повод бить в колокола и обвинять всех подряд, особенно учителя.
Для младшеклассника учитель - непререкаемый авторитет, и, если родители противопоставляют себя ему, у ребенка полностью теряются ориентиры.
Гораздо важнее учить семи-девятилетку спокойно отстаивать свое мнение, контролировать свои поступки и слова, не бояться говорить нет даже взрослым.
Те же навыки пригодятся и в отношениях со сверстниками. Ведь часто зачинщики травли задирают всех подряд, как бы тестируя, кто больше обидится, взорвется.
Как только такой объект найден, поиски прекращаются, ведь именно такого ребенка «интереснее» всего травить.
Если ребенок говорит вам: Со мной никто не дружит, -это может означать всего лишь неспособность детей (особенно во втором-третьем классе) выстраивать отношения, ведь многие из них не имеют детсадовского опыта.
В этом случае взрослым - учителям и родителям - надо брать на себя часть работы, устраивая праздники, вылазки за город, спектакли и т. д.

Но, если вы поняли, что травля происходит регулярно, организованно и направлена именно против вашего ребенка, не медлите.
Разработайте собственную, домашнюю антибуллинговую программу вместе с ребенком.
Решите, что вы будете делать дома сами (тренироваться давать сдачи, репетировать ответы обидчикам, искать друзей вне школы и т. п.), а что - в школе (беседовать с учителями, встречаться с родителями других детей, приглашать одноклассников домой).
Делайте это абсолютно серьезно, не отмахивайтесь и не оставляйте ребенка одного - ведь вы столкнулись с настоящей трагедией!

Типичные жертвы буллинга

  • Пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые дети.

  • Новички, пришедшие в класс, где есть сложившиеся связи между детьми и роли распределены. Тревожные, не уверенные в себе дети с низким самоуважением.

  • Склонные к депрессии, чаще своих ровесников думают о самоубийстве.

  • Не имеющие ни одного близкого друга - такими иногда становятся бо¬лезненные дети, которые пропускают много уроков и не успевают выстроить отношения.

  • Если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников.

Кто чаще всего становится агрессором, зачинщиком травли

  • Дети, испытывающие сильную потребность подчинять себе других, добиваясь тем самым своих целей.

  • Импульсивные и легко приходящие в ярость.

  • Те, кто часто вызывающе и агрессивно ведет себя по отношению ко взрослым - включая родителей и учителей.

  • Не испытывающие сочувствия к своим жертвам.

  • Если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков.

  • Страдающие от насилия в семье.

  • Дети из семей, где популярны идеи шовинизма, ксенофобии.

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК:

  • неохотно идет в школу и рад любой возможности не ходить туда;

  • возвращается из школы подавленным;

  • часто плачет без очевидных причин;

  • никогда не вспоминает никого из своих одноклассников;

  • очень мало говорите своей школьной жизни;

  • одинок, его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе,

-возможно, ОН СТАЛ ОБЪЕКТОМ БУЛЛИНГА.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


Если ваш ребенок стал жертвой буллинга:

  1. Попытайтесь понять причины: внешность, особенности поведения, успеваемость, отсутствие статусных для детей предметов (мобильного телефона, плеера) и т. п.

  2. Разговаривайте с ребенком, обсуждайте ситуацию в спокойном и деловом тоне.
    Выражайте сочувствие без оценок и комментариев.
    Дайте понять, что это всего лишь одна из проблем, для которой необходимо найти решение.
    Не ужасайтесь, не жалейте ребенка и ни в коем случае не паникуйте.

  3. Расскажите о своем успешном опыте в похожих ситуациях, о случаях, когда другим детям удалось не обижаться и не злиться сильно.

  4. Если ребенок обидчив, с помощью игр и тренировок научите его молчанию, спокойному безразличию.

  5. Сообщите о ситуации классному руководителю, школьному психологу, директору школы.
    Потребуйте вмешательства педагогического коллектива.

  6. Выступите на ближайшем родительском собрании: старайтесь не обвинять, а призывать родителей объединить усилия для того, чтобы травля не стала традицией в классе.

  7. Если ребенок пережил насилие, напуган и потрясен случившимся, оставьте его на день дома.

  8. Не спешите с требованиями не будь слюнтяем, дай сдачи (особенно это касается реакции отцов на слюнтяйское поведение мальчиков).
    Многие дети не могут преодолеть страх и к тому же боятся вызвать неудовольствие папы, а потому перестают жаловаться и остаются со своей бедой один на один.

Буллинг бывает:

  • физический (агрессия с физическим насилием),
  • поведенческий (жертву вынуждают пережить оскорбительные и унижающие собственное достоинство обстоятельства – от сплетен и бойкотов до вымогательств и шантажа)
  • словесный (унижение с помощью непристойных слов, издевательских ярлыков и т. п.).

В последние годы появился термин кибербуллинг, когда жертва получает оскорбительные послания по электронной почте или же оскорбления появляются в Интернете.

ВО ВСЕМ МИРЕ КАЖДЫЙ ПЯТЫЙ РЕБЕНОК ХОТЬ РАЗ БЫЛ ОБЪЕКТОМ ТРАВЛИ, А КАЖДЫЙ СЕДЬМОЙ – АГРЕССОРОМ.

НЕ ВЕРЬТЕ, ЧТО УЧИТЕЛЯ НИЧЕГО НЕ ВИДЯТ. НА САМОМ ДЕЛЕ ТРАВЛЯ ЗАМЕТНА, ДАЖЕ ЕСЛИ ОНА ПРОИСХОДИТ НЕ НА УРОКАХ.

Источники:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧЕРО, 2002. – 240 с.
  2. Коляда М. Г. Семейная энциклопедия воспитания ребенка: 3 000 вопросов что делать, если.... – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 448 с.
  3. Кривцова С.В. Навыки жизни: в согласии с собой и миром. – М.: Генезис, 2002. – 129 с.
  4. Монина Г., Лютова Е. Проблемы маленького ребенка. – СПБ.: Речь, 2003. – 192 с.
  5. Шелопухо О. Популярная психология для родителей: какой у Вас ребенок?. – М.: ЗАО ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 320 с.