Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Родителям

Развитие умений и способностей

Учимся читать и писать


Не у всех детей, поступивших в школу в шесть и даже в семь лет, одинаково быстро и легко формируются навыки чтения и письма.
Некоторые первоклассники с трудом усваивают чтение по слогам, искажают читаемое, недостаточно понимают его смысл.
А при письме делают разнообразные ошибки: пропускают гласные, заменяют одни буквы другими, путают их порядок...

Откуда все эти ошибки?
Причины могут быть разные, но вот одна из главнейших — у ребенка недостаточно развит так называемый фонетический слух, то есть способность различать звуки речи, особенно близкие по звучанию.
В школьной практике детей с такими затруднениями встречается немало.
Педагогам и родителям в таких случаях надо действовать согласованно, целенаправленно и последовательно.
Остановимся только на одном из возможных видов помощи в этих случаях — использовании моделирования при анализе и синтезе языковых элементов.

Для успешного овладения чтением и письмом ребенку надо осознать одну очевидную (для нас, но не для него!) вещь: слова не только называют предметы, действия, качества, но и имеют свое собственное устройство, состоят из элементов — звуков речи.
Если у ребенка нет такого представления, обучить его грамоте практически невозможно.
Разумеется, в ходе развития речи ребенок замечает, что слова не просто имеют смысл и в этом качестве служат для повседневного общения, но и как-то устроены.
Еще до школы, в детском саду, много делается, чтобы подготовить детей к усвоению грамоты, познакомить их с элементами языка, со структурой звучащего слова.
Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком.
Они наглядно показывают ребенку, что текст членится на предложения, предложения — на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков.
Схемы и модели позволяют ему увидеть, например, сколько и каких звуков в слове, какова их последовательность, какова связь между словами в предложении, а между предложениями — в тексте.
Это помогает ребенку осознанно направлять свою языковую работу, развивает интерес к звукам речи, словам, общению.

При использовании схем, полосок цветной бумаги разной длины и разного цвета, цветных фишек, которыми обозначаются отдельные элементы, резко меняется характер деятельности детей: ребенок не только слышит свою или обращенную к нему речь, но и видит, зрительно воспринимает ее элементы, обозначенные определенными символами.
Вот такая работа нужна и первокласснику.
Даже если его дела в школе идут неплохо, она помогает его языковому развитию; а тому, кто чувствует себя на уроках русского языка неуверенно, она просто необходима.

Вот конкретный пример такой работы.
Давайте предложим ребенку написать предложение, но необычно: не буквами, а значками, полосками бумаги.
Предлагаем предложение: Девочка поливает цветы.
О чем я сказала? Повтори: девочка поливает цветы. Это предложение. Давай обозначим его полоской бумаги (перед ребенком выкладывается полоска бумаги длиной примерно 15 см).
Давай послушаем, сколько слов в этом предложении. Произноси каждое слово и отхлопывай его (в ладоши, по столу).
После каждого из хлопков выкладывается более короткая полоска бумаги на каждое слово (2-я строчка схемы).
Далее каждое из слов делится на слоги (ребенок отхлопывает каждый слог всех слов поочередно), слоги обозначаются полосками бумаги меньшей длины, другого цвета (3-я строчка схемы), затем анализируется каждый слог, а количество звуков слога фиксируется квадратиками бумаги (4-я строчка схемы).
Таким образом анализ звучащей речи ребенок производит на уровне предложения, слова, слога, звука. 1. ________________________ 2.________________________ 3._________________________ 4.....................

И вот перед ребенком появилась схема предложения, каждый элемент которого наглядно обозначен.
Речь для малыша как бы материализовалась — стала не только слышимой, но и видимой.
Закончив раскладку символов, проверяем, как наш школьник ориентируется языковая работа из скуки и докуки становится для ребенка увлекательно-интересной, а овладение операциями анализа и синтеза речи происходит в более короткие сроки и оказывается более полноценным.

Упражнения можно значительно разнообразить, сохраняя основной принцип — введение символики вместо буквенных обозначений.
Символ можно задавать как в целом предложении, слове, так и в их частях — слоге, звуке.
Работа облегчается использованием интонирования: определенный элемент произносится с голосовым выделением, подчеркнуто, утрированно.

Интересны и полезны упражнения по заполнению слова символами, начиная, например, со второго слога (первый слог при этом обозначен буквами разрезной азбуки), по обозначению символами количества букв в слове (не деля его предварительно на слоги); еще много вариантов вы, наверное, сможете придумать сами.
В дальнейшем наш ученик может не выкладывать схемы из полосок бумаги, а вычерчивать их, одной длинной чертой в схеме.
Задаем вопросы: Покажи, где здесь у нас слова (слоги, звуки (буквы); покажи первое (последнее) слово, первый (последний) слог определенного слова; первую букву первого слога первого слова; что это за слово, как ты его прочитаешь? и т. д.

Всеми этими вопросами (а аналогичные вы придумаете сами) мы помогаем нашему первокласснику разобраться в иерархии (а для него, может быть, загадочной путанице) предложения, слова, слога, звука.
Он видит, что из чего состоит, что за чем следует, запоминает составляющие предложение, слово, слог элементы, учится операциям анализа и синтеза на наглядно представленном материале.
Сравнивая элементы, он видит, что слово — часть предложения, а слоги и звуки — части слов, слогов.
В этих упражнениях закрепляются представления ребенка о целом и его частях.
Он ведь на глазах разлагает и складывает речевые элементы. Действия (кладет полоску бумаги, квадратик, палочки разного размера, ставит фишку и т. д.) выполняются последовательно, одно за другим.
Такая работа и познавательна, и интересна для маленького школьника.

После подробного анализа (от предложения до звуков) включим в работу разрезную или магнитную азбуку.
Из ее букв выложим предложение или сначала какую-то его часть: число квадратиков-полосок должно совпасть с количеством букв. Можно заменять квадратик на букву, накладывать их друг на друга.
Это упражнение подкрепит предыдущий звуко-буквенный анализ.
Вот теперь уже можно предложить переписать заданное предложение в тетрадь, с обязательным проговариванием во время письма; ребенок как бы поддиктовывает себе при письме.

При таком подходе, если его осуществлять достаточно длительно и кропотливо, обозначая предложение, несколькими более короткими — слова, под каждым из слов обозначая количество слогов в слове, а ниже, точками— количество букв в каждом из слогов.
Здесь первокласснику предстоит более сложная работа, поэтому такого рода задания полезно давать только после того, как будет хорошо усвоено более простое выкладывание схемы из готовых элементов.
И в том, и в другом случае важно проследить, чтобы ребенок во время работы непременно рассказывал вслух, что и в каком порядке он делает, то есть, чтобы речь сопровождала действия.
Когда это будет освоено, можно укрупнить этот рассказ, называя только основные действия, а затем и работать молча, сообщая только о конечном результате деятельности, например: В предложении три слова: первое — девочка, второе — поливает, третье — цветы и т. д.

После того как ребенок научится безошибочно составлять схемы, можно начать учиться чтению схем.
Собственно говоря, мы этим уже занимались во время их составления, когда проверяли, как первоклассник запомнил отдельные части схем.
Теперь же чтение схем становится самостоятельной задачей.
Можно предложить такие виды заданий-игр: перед ребенком выкладываются предметные картинки.
Под ними обозначены слоговые схемы слов. Один слог написан, другой обозначен только графически.
Предлагается буквами разрезной азбуки (готовыми элементами воспользоваться легче, чем, например, написать те же буквы) дополнить схему.

Задание можно усложнить, убрав картинку и предложив заполнить заданную схему слова буквами, а после заполнения ее найти соответствующую картинку.
При этом слова и картинки можно подобрать так, что это будет не совсем простой задачей, особенно в тех случаях, когда слова различаются только одним слогом, а другой у них общий (например, рама и рана , липа и лимон , ворона и ворота и т. д.).

Можно разнообразить упражнения и так: к одному слогу нужно добавить разное количество слогов или букв с тем, чтобы получились разные слова (его — столы , столб , столбы и т. д.).
Можно предложить под одну из схем подобрать как можно больше слов: каток, сурок, полет и т. д.).
Или, например, объяснить, что надо закончить предложение, ориентируясь на данную схему: у Вовы __ __.
Подобраны разные картинки, среди которых соответствующие данной схеме: ма-ши-на, ло-па-та, ку-би-ки, га-зе-та и т. д.
Ребенок находит подходящие к схеме картинки или называет слова по памяти.

Еще интереснее и вам, и ребенку станет, если подобрать разного рода занимательный материал: зашифрованные письма, ребусы, рассыпанные слова, слова-перевертыши, лото, домино, перестроение слов, звуков (букв), слогов, добавления или исключения элементов (пар — парта, дуга — радуга, мак — гамак и т. д.).
Упражнения предварительно обсуждаются: чем слова, слоги похожи и чем отличаются.
Разумеется, ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять предметы быта, игрушки, картинки и т. д.
Именно в этом — основа для работы с языковым материалом.
Сопоставления будем проводить, сначала имея предметы перед глазами, а затем и по памяти.
В первую очередь научим ребенка различать далекое и непохожее, а затем постепенно станем замечать все более тонкие отличия.

Полезно будет и составление рассказов по серии последовательных сюжетных картинок.
Хотя на первый взгляд эта работа значительно отличается от задач, рассматриваемых нами, тут есть и определенные общие закономерности.
Вот какие: и в том, и в другом случае формируется мыслительная деятельность, развивается контроль за процессом и результатом деятельности.
И значительно легче будет перейти от работы с сюжетными картинками к выкладыванию последовательности элементов в схеме предложения.

Значительный эффект бывает и при использовании в работе парных или серийных картинок Чем похожи, чем отличаются... , нелепых картинок (определить неправильности в изображениях), картинок, отличающихся незначительными деталями, головоломок.
Эти упражнения способствуют развитию у ребенка наблюдательности, внимания, восприятия, аналитико-синтетических процессов, которые создают фундамент для прочного овладения грамотой.

Работа над схемами, введение символизации в занятия с детьми откроют перед ними новые перспективы наблюдения над языком, помогут освоить звуко-буквенный анализ, создадут предпосылки для более плодотворного развития фонематического восприятия.
Все это окажет влияние на грамотность письменной речи, предупредит появление ошибок.
А может быть, на всю жизнь сделает познание языка интересным и увлекательным.

Источники:

  1. Гойжа Н.В. Интенсивный курс подготовки к школе. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 320 с.
  2. Полякова М. Как научить ребенка читать и писать. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 144 с.
  3. Светловская Н.Н., Пиче – оол Т.С. Обучение детей чтению: практическая методика. – М.: ACADEMA, 2001. – 288 с.
  4. Штейн А. Раннее развитие: как научить ребенка читать. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 176 с.
  5. Федины О. и С. Как научить ребенка читать. – 10-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 176 с.
  6. Усанова О., С. Шаховская, кандидаты педагогических наук. Учимся читать и писать. Семья и школа № 11, 1988 г.