Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Родителям

Развитие творческого мышления

Сотвори сказку


Все мамы и папы хорошо знают, что ребенок задолго до школы тянется к карандашу и пытается рисовать.
Сначала это неясные каракули, но затем темы и сюжеты рисунков проясняются. Вот здесь самое время родителям поддержать усердие малыша, но как?

В своей работе с детьми в экспериментальных группах (эксперимент проводился в школах и детских садах Москвы и Таллина) мы обращались к сказочным образам, так как сказка наиболее доступный сознанию ребенка материал.
Она помогает развитию фантазии и усвоению основных нравственно-этических понятий (добро, зло), а также знакомит с отдельными понятиями в изобразительном искусстве.

С чего мы начали?
Для занятий рисованием кроме гуаши, кисточек, фломастеров приобрели каждому малышу два альбома: большой и маленький, причем большой мы назвали Великаном, а маленький Дюймовочкой.
Конечно, можно обойтись без сказочных ассоциаций, но мир детства — мир сказки.
Дети склонны одухотворять предметы, явления природы, наделять человеческими свойствами животных, растения.
Поэтому ребята легко принимают условия игры с Великаном и Дюймовочкой.
Контрастность образов позволяет, играя, усвоить различие между понятиями большой и малый, что важно не только в изобразительном искусстве, но и в повседневной жизни.
Надо сказать, что альбомы назывались альбомами условно. Маленький шили родители из листов обычных альбомов — размер каждого равнялся спичечной коробке, а то и меньше. Чем меньше альбомчик, тем больше восторг малыша.
Большой — это бумага для акварели, листы ватмана и даже обои; размер зависит от возможностей ребенка: маленькому еще трудно осваивать большие площади.
Мы нигде не использовали тетрадку в клеточку, только чистый лист, который не сковывает фантазию ребенка.
Самостоятельное, свободное мышление так важно в рисовании!

Однако почему мы использовали именно два альбома? Ученые заметили, что мелкая работа пальцев рук, даже способ держания карандаша способствует, как это ни странно, развитию мышления, речи ребенка.
Вы, наверно, замечали, что размеренное движение рук помогает заикающемуся человеку говорить спокойно, гладко.
И мы склонны думать, что в работе с карандашом срабатывает тот же механизм.
То есть задачи, казалось бы, не связанные напрямую с изобразительным искусством, тем не менее имеют к нему прямое отношение.
Следовательно, и в изобразительном искусстве важна словесно-речевая деятельность, осознание понятий ребенком.

Прежде чем начать рисовать, мы мысленно отправлялись в гости к Великану или Дюймовочке (конечно, соответствующие сказки были прочитаны еще раньше) и оказывались то на празднике у героини, то во дворце Великана.
Погуляв в сказке, мы рисовали увиденное, а точнее, представленное.
В альбоме для Дюймовочки мы просили детей рисовать только фломастерами (карандаши тусклы, быстро ломаются от усердия ребятишек) и особым образом (точечками, палочками, запятушками и т. п.) Как мы объясняли знаки?
Мы говорили:
Ребята, представьте, что вы на празднике у Дюймовочки, но у нее так много гостей, что вы решили подняться на балкон большого дома и оттуда наблюдать за торжеством. А сверху танцующие гномики в красных колпачках и желтые цветочки похожи на группы красных и желтых точек, которые то сходятся, то расходятся, создавая удивительные фигуры: цветочек, вишенку... Затем праздник переходит на озеро, здесь лодки выстраиваются так, что сверху похоже на бантик, а каждая лодка — красочная черточка. Пусть каждый нарисует цветочек точечками, а бантик — черточками (первый раз порой приходится показать, как это делать)...

На следующих занятиях усложнялась форма цветка. Когда позволяла тема, рисунок дополнялся музыкальным сопровождением, и начиналась импровизация под музыку.
Например, когда точками рисовали сцену праздника, танцев у Дюймовочки, прослушивали грамзапись Вальса цветов из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» (можно использовать и вальсы И. Штрауса).
Если рисунок не очень получался, то слушали музыку отдельно или, надев колпачки гномиков, придумывая на ходу движения, дети танцевали вальс, изображая гостей Дюймовочки.
В другой раз дети импровизировали танец цветов. Затем малыши все это рисовали.
Так музыка, пластика танца и движения в определенном ритме помогали осознать композицию, найти соответствие ей линий в изображении.

Рисуя в маленьком альбомчике, малыши сначала изображают точками контуры цветочка, а затем учатся заполнять плоскость лепестка точками одного цвета, потом чередуют точки двух цветов, а в результате получается как бы третий.
Так они осваивали азбуку цветоведения, учились восприятию мудрых гармоний, а в целом играли и придумывали сказку, что естественно для малышей.
В целях разнообразия и лучшего осознания контрастных понятий большой, маленький, мы старались работу с разными альбомами чередовать, учитывая настроение детей и содержание материала.

В работе с большим альбомом мы взяли за основу всеми любимую сказку Ш. Перро Кот в сапогах.
Прочитав ее и обсудив, мы предложили каждому малышу, быть может, что-нибудь поменять, повлиять на ход событий.
Кстати, в процессе беседы выяснилось, что дети не одобряют обман крестьян Котом (обманывать взрослых некрасиво).
В свою очередь, мы настраивали малышей так, чтобы им захотелось не губить Великана, а сделать его добрым.
Дети предлагали самые различные варианты такого превращения — и рисунки получались разнообразными.

Первое задание по сказке Ш. Перро было — нарисовать в альбом Великана портреты всех сказочных героев (на бумаге для акварели).
Великана рисовали отдельно на листе ватмана, чтобы всем было видно, какой он большой.
Добрый герой изображался яркими красками, с соответствующей мимикой и жестами, злой герой — в мрачных тонах и соответствующей позе.

В работе с большим альбомом также использовалась музыка. Малыши прослушивали музыкально-литературную композицию 3. Чернышовой балета П. И. Чайковского Щелкунчик.
На следующем занятии прослушивалась только кульминационная сцена борьбы Добра со Злом, и именно она иллюстрировалась, потому что именно она несет в себе наивысшую в сказке нравственно-эстетическую, а в изобразительном плане содержательную нагрузку.
Иллюстрирование начиналось с эскиза красками — каждый ребенок рисовал его на листочке из альбома для акварели.
Он учился композиционно правильно размещать героев. В центре рисовались две фигуры: Мышиный король и Щелкунчик.
Затем изображались другие герои: мыши, деревянные солдатики, елочные игрушки, Мария с башмачком.
Когда каждый ребенок с этим справлялся, мы оценивали его работу, и лучшим художникам предоставлялось право рисовать на большом панно.
Им служили склеенные обои (2X3 м), которые раскладывали на полу, и дети рисовали сцену борьбы большой кистью и гуашью уже по памяти, повторяя свои эскизы.
Кстати, и дома с помощью родителей некоторые ребята рисовали такое панно, чтобы рядом с ёлкой оно украшало стену в новогодний вечер и как бы являлось продолжением любимой сказки в жизни.

Как уже говорилось, мы использовали гуашь: она достаточно ярка, это привлекает ребят, легко разводится водой и смывается, что тоже важно. Перед каждым занятием на столы детей раскладывались палитры.
Палитрой служил небольшой кусочек картона, на который малыш клал немного краски. Поработав одной краской, ребенок тщательно мыл кисточку в баночке с водой.
Это элементарные правила обращения с красками, чтобы они не смещались и не образовали один грязный цвет.
Чтобы эти правила хорошо запомнились, мы с ребятами придумывали сказку о семи цветах радуги, которые живут в мире, но не всегда дружат, поэтому лучше их держать отдельно друг от друга, иначе никогда не нарисовать радугу: злая ведьма Грязь запачкает листочек.
Все эти приемы можно рекомендовать и родителям, и воспитателям групп продленного дня.
Мы свой опыт накапливали в группах продленного дня на так называемых творческих часах.
Хочу поделиться и своим личным опытом развития фантазии малыша. И опять в основу положены сказка и игра.

Родители проводят с детьми выходной или отпуск, и это время используют с большой пользой для развития малышей. Меня в путешествиях с ребенком часто выручал альбомчик для Дюймовочки.
Он помещается в любую сумочку, и пачка фломастеров не обременяет, а дорога становится интересной и неутомительной. Что мы только ни рисовали, каких сказок ни рассказывали друг другу?!
Нас в равной мере интересовали муравьи и звезды на небе (если их видно в окно), обо всем мы придумывали сказку. А потом мы рисовали в маленьком альбоме для Дюймовочки.
С точки зрения учителя рисования, эти упражнения важны, так как ведут от точечного изображения к осознанию мозаики, народных приемов изображения (вспомним шитье крестиком), к развитию абстрактного мышления.

В дорожных путешествиях, иллюстрируя свои сказки, мы порой отходили от точек, запятых и черточек, но рисовали в большей мере условно — это под силу всем родителям и детям.
Например, в сказке заяц убегает от лисы.
Мы говорим и рисуем: Заяц попрыгал и спрятался за елочку, за ним крадется лиса,— точками рисуем следы зайца, елочку, тремя треугольниками, нанизанными друг на друга, и два длинных уха, торчащих из-за елочки; у лисы следы нарисуем пунктиром, она идет след в след за длинноухим, но зайчик перебегает за кустик, за домик и вообще прячется на другой страничке альбомчика, а лиса тоже скрывается за этими предметами — и мы рисовали длинный нос, ^короткие уши и длинный пушистый хвост.
Так играть в сказку мы могли часами, не замечая жары или холода в вагонах дальнего следования, давки в вагонах метро в час пик.

В систему занятий с ребенком входили и праздники. Особенно нравился всем день рождения малыша — праздник со всякими выдумками. Без сказки он никогда не обходился.
Во-первых, бал Золушки. Все гости оповещались заранее, что такой бал будет, а значит, каждая девочка прихватывала с собой какое-нибудь одеяние, каждый мальчик приходил в пиджачке или курточке с нагрудным карманчиком, куда вставлялся одинаковый для всех гостей платочек (мы пользовались просто цветными бумажными салфетками).
Двое ребят приглашали всех на танец, на торжественное шествие (заранее готовили для этого веселую, светлую музыку).
Здесь и проходила демонстрация костюмов, которые все в принципе одобрялись, особо подчеркивались удачные варианты, и Золушка-именинница предлагала единый приз — пирог.

Потом устраивались Уроки Мальвины. Именинница переодевалась в Мальвину, а гости быстро придумывали себе костюмы, используя заранее припасенные колпачки из бумаги, бантики, хвосты, очки и полумаски.
Рассевшись, ребята начи¬нали играть в урок устной живописи — нужно было нарисовать словами портрет полюбившегося сказочного героя. Представим, открывается дверь,— говорит именинница,— и входит... Каждый по очереди описывает своего героя.
Тот, кто сможет это сделать наиболее убедительно, получает приз: крошечный альбомчик, сшитый виновницей торжества, кисточку, словарик, краски, конфету.
А потом тот, кто был одет в колпачок Буратино, рисовал с закрытыми глазами свой портрет на листе ватмана, приколотом кнопками на двери комнаты,— кисточкой, яркой, веселой краской.
Гости по желанию дорисовывали этот портрет или рисовали свой (тоже с закрытыми глазами). За удачные портреты полагались призы — яблоки.

Затем Мальвина просила всех спеть песню, которая могла бы убаюкать глупого Мышонка, или песню, которая могла бы развеселить даже Царевну-Несмеяну.
Наиболее активные получали значки: скрипичный ключ в виде поющей птицы. Значок также заранее приготовлялся именинницей.
Кончался день рождения сказкой, которую каждый по желанию мог придумать или вспомнить и рассказать, глядя на репродукцию с картины Васнецова Иван-царевич и серый волк.
Сказка, услышанная ребенком или пересказанная, или нарисованная им, та, в которую он играет, творит чудо — воспитывает.

Источники:

  1. Арзямова Г. Сотвори сказку - Семья и школа № 10, 1988 г.
  2. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. – 2-е изд. – М.: Ось, 2003. – 144 с.
  3. Гобова Е.С. Чтение, словесность, письменность. – М.: Аграф, 1997. – 160 с.
  4. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – М.: ЦГЛ, 2003. – 246 с.