Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Сам себе психолог

Женские комплексы: родом из детской


Мы зарабатываем деньги и воспитываем непослушных детей, руководим людьми, преуспеваем в науке, учим студентов,,. Но комплексы, звучащие маминым голосом, в любой момент могут все испортить. Как с ними быть?

Я - некрасивая


КАК РОЖДАЕТСЯ КОМПЛЕКС
Мне всегда говорили: Вот твоя сестра красивая, ей все в жизни легко достанется, а ты... умничка!
Свое лицо я еще долго ненавидела.
Потом, уже когда в институт поступила, с этим справилась, хотя, справилась ли... - признается 35-летняя Лена.

А Ирина, мама двоих детей, рассказывает: У папы политика была простая - какая ты неумелая, неловкая, да и не нужна никому.
Когда я стала взрослой, спросила папу: Зачем?
Ответ меня просто убил: Чтобы ты хотела доказать мне обратное и не задирала нос.

Любая оценка, по какому поводу она бы ни выставлялась, привлекает внимание ребенка, - объясняет психолог, к. п. н. Жанна Шопина.
Раньше он и не думал о своей внешности или уме, а тут ему вдруг открывают глаза.
Или, что тоже очень неприятно, сравнивают с кем-то другим. Что происходит в итоге?
Ребенок акцентируется на том, что не стало плодом его собственных усилий.

И вся беда состоит в том, что подобные оценки обычно впервые звучат в том возрасте, когда малыш безоговорочно верит взрослому.
Он воспринимает все, что говорят мама, папа, воспитательница в детском саду или тетя как данность, запоминает очень надолго.
И чем более ребенок открыт миру, чем доверчивее он, тем больший вред ему причиняют такие слова.
Дальше, живя с этим ощущением собственной нехорошести и нелюбимости , человек не может полноценно развиваться.
А дети, - говорит Жанна Шопина, - при всей своей пластичности больше всего хотят угодить взрослым. Внутренне, неосознанно, от рождения все они хотят быть хорошими .

Кроме того, ребенок, пока он еще не достиг подросткового возраста, больше всего нуждается в выражении любви в своей адрес.
И, если мама время от времени обсуждает с ребенком его внешность, она тем самым указывает направление, где и как можно эту любовь заслужить.
Так что, когда девочка спрашивает маму:
Я красивая? - на самом деле она ждет ответа на вопрос: Ты меня любишь?

КАК ПРАВИЛЬНО?
Во-первых, если уж давать оценки, то с пользой.
Например, сказать: Какая ты красивая сегодня, так здорово причесана .
Или: Отлично ты подобрала заколку к платью .
Или: Когда ты катаешься на коньках, ты такая грациозная!
Главная идея в том, что оценку эту ребенок сам заработал, она зависела от его усилий.

Во-вторых, если уж родителям так хочется обсуждать с ребенком его внешность, лучше всего приписать эту внешность родовым понятиям.
Девочка полненькая?
Скажите ей о том, что и ваша мама, и ее мама, и тетя были полными, и это фамильный признак.
Если нос с горбинкой, объясните, что именно такой нос передается в вашей семье по наследству и все им гордятся.
В этом случае комплексу неполноценности будет неоткуда взяться, и не будет этого надрыва: У меня не как у всех .
А помимо этого ребенок будет сильнее чувствовать свою связь с родом, с семьей, у него появится такое важное и нужное ощущение надежного тыла.

И, в-третьих , научите девочку относиться к красоте легко.
Когда смотрите кино или картины, общаетесь с людьми, отмечайте красоту в людях, пейзажах, животных.
Дайте возможность любоваться ею, как это делают художники.
Пусть ребенок поймет и почувствует, что красота приносит удовольствие.

ВРЕДНЫЕ СЛОВА

  • Ты не красивая, а миловидная.
  • Тебе, с твоими толстыми лодыжками (короткой шеей, длинным носом, кривыми ногами, худыми ключицами), такую одежду носить нельзя!
  • Ну что ты поешь - просто воешь, как волк!
  • Надо петь по-другому.
  • Да, не в нас девочка... испортила породу.

Я - неполноценная женщина

КАК РОЖДАЕТСЯ КОМПЛЕКС
Ты же девочка!
Среди всех фраз, которыми нас мучили в детстве мамы (кто-то метко назвал их мамизмами), эта - настоящий хит.
Чего только к ней ни прибавляли: поэтому должна быть аккуратной и заправлять постель , поэтому должна всегда мыть руки , поэтому должна себя вести прилично, а не носиться как угорелая и т. д.
Как же меня бесила эта фраза, - вспоминает Юлия, - кстати, любви к порядку она так и не поспособствовала .
Вырастая, женщина сама уже и не может понять, почему ей все время кажется, что она не совсем настоящая женщина.

Сентенции про настоящих девочек дети чаще всего слышат в 5-10 лет, когда еще по большому счету чувствуют себя бесполыми.
Это потом, становясь младшими подростками, они осознают себя мальчиками или девочками - и тогда будет очень важно помочь им в том, что психологи называют идентификация с полом .
А пока ребенку (независимо от того, мальчик он или девочка) хочется бегать, лазить везде, пробовать все подряд.
И вдруг возникает запрет, основанный на том, что ты девочка .
Мальчикам можно - девочкам нельзя.
Если запреты повторяются в разных интерпретациях, то у девочки может возникнуть отвращение к своему полу - и вот уже у нее уже кольцо в носу, наголо бритая голова и широченные штаны.
Родители, которые хотели развить в девочке женственность, получили обратный результат.

КАК ПРАВИЛЬНО?
До тех пор пока ребенок не вошел в средний школьный возраст, то есть лет до десяти, не надо акцентировать внимания на том, какого он пола.
А когда дочка начинает активно интересоваться всем девчачьим , вот тут можно рассказать ей обо всех преимуществах ее пола.
Но именно о преимуществах, потому главное, что должна почувствовать девочка, - радость от того, что она будущая женщина.
Можно обратить внимание: ты гибкая, потому что ты девушка, ты можешь носить такую красивую одежду, ты тоньше чувствуешь.
От того, сможете ли вы найти сейчас правильные слова, зависит, будет ли девочка стесняться и бояться своей пробуждающейся женственности, прятать растущую грудь и рыдать от первых месячных - или же гордиться тем, что она превращается в женщину.
Важно только, - предупреждает Жанна Шопина, - в этот момент не перегнуть палку и не сделать из дочери куколку с надутыми губками, которой все должны только потому, что она женского пола: Я же девочка, пусть мальчишки уступают место .

ВРЕДНЫЕ СЛОВА

  • У тебя руки не оттуда растут.
  • Девочке нельзя так носиться, это неприлично. Девочка должна быть скромной, а ты хохочешь во весь голос.
  • Разве может девочка не убирать в комнате?
  • Будешь так себя вести - в подоле принесешь.

Я никому не нужна


КАК РОЖДАЕТСЯ КОМПЛЕКС
Да кто тебя такую замуж возьмет! - повторяют родители на все лады.
Считается, что они действуют из лучших побуждений, заставляя быть хозяйственной, аккуратной, вежливой и т. д.
Причин для того, чтобы никто не взял , всегда находится много: и характер тяжелый, и в комнате грязно, и чашку за собой не помыла.

И, странное дело, все слова, сказанные родителями, как правило, материализуются в жизни детей.
Не забуду рефрен от начала моей памяти и до ухода из родительского дома Тебя замуж не возьмут! , исполняемый всей семьей то хором, то сольно...
Как в воду глядели! Живем с отцом моей дочки уже пятый год как друзья - раздолбаи, в загс нас под наркозом не внесешь, тендерные и семейные роли вообще потерялись где-то по дороге...
С содроганием представляю себя женой
-весело рассказывает Анжела.
Бывают и менее оптимистичные результаты воспитания.
Часто слышала: кому ты такая будешь нужна? Сейчас чувствую себя виноватой перед мужем за то, что у нас в квартире совсем не стерильно, не так, как надо, и где-то на подкорке записано, что скоро ему непременно надоест <<мразь и грязь>> ион меня бросит... - рассказывает Наталья, которой уже за тридцать.

Повторяя кто тебя такую замуж возьмет , - говорит Жанна Шопина, - родители изначально закладывают у меня мысль о том, что девочка обязательно будет от кого-то зависеть.
Так у девочки воспитывается, программируется подчиненная позиция - и отсюда растут ноги у драматических семейных историй.
Тех самых, когда муж делает все что хочет только потому, что чувствует зависимость жены.
Неосознанно (а как мы уже знаем, сказанное родителями уходит глубоко в подсознание) выросшая девочка будет в любых отношениях испытывать страх разоблачения : в любой момент муж или любимый человек узнает, что на самом деле она не заслуживает любви.

КАК ПРАВИЛЬНО? Главная ценность, которую мы должны передать ребенку, - научить его ценить себя, прислушиваться к своим собственным ощущениям и эмоциям.
Должны научить анализировать слова и поступки.
А когда ребенок руководствуется штампами, пусть даже и родительскими, он перестает доверять себе. Для женщин это особенно плохо.
Мы все понимаем, - говорит Жанна Шопина, - что именно женщина <<ведет>> семью, выстраивает отношения.
Да, если надо, она дает мужчине поиграть в главу семьи.
Именно поэтому женщине так важно научиться всякий раз переосмысливать ситуацию и отношения, чтобы понять, как поступать дальше
.

ВРЕДНЫЕ СЛОВА

  • Не поступишь в институт - пойдешь работать дворnotником (посудомойкой, секретаршей, в торговлю).
  • С твоим характером с тобой никто не уживется.
  • От тебя муж через неделю сбежит, если будешь так себя вести.
  • То, что легко достается, не ценится.

У меня ничего не получится


КАК РОЖДАЕТСЯ КОМПЛЕКС
Обычно это происходит с детьми гиперопекающих родителей.
Малыш поет любимую песенку, а мама тут же: Нет-нет, ты поешь неправильно, надо вот как!
И малыш замолкает.
Девочка отправляет рисунки на конкурс, ей тут же сообщает папа: Не придумывай, нет у тебя никаких талантов, лучше математику учи .

В девятом классе, - рассказывает менеджер по маркетингу Оксана, - я решила готовиться к поступлению в театральный институт.
Но после слов мамы таких, как ты, там пруд пруди, только год потеряешь, я сникла.
Без одобрения мамы боялась за что-то браться
.
В итоге, по признанию Оксаны, много лет она занималась не тем, к чему душа лежит, пока не смогла проанализировать свои комплексы.
А Юля, мама пятилетнего сына, замечает, что любимая папина фраза: Нет хуже дурака, чем дурак с инициативой , которая произносилась при любых ее попытках проявить самостоятельность, надолго отбила желание брать на себя ответственность за что-либо.

Если девочке говорят, что она безрукая, бессмысленно надеяться на то, что она с радостью возьмется за шитье или начнет придумывать кулинарные шедевры.
Дети охотно делают то, что у них получается.
А вот создать ситуацию, когда ребенку кажется, что у него получается, в силах только взрослые.
Если девочка с энтузиазмом помогает маме мыть посуду, пусть даже неловко, то достаточно один раз сказать: Плохо у тебя получается - и больше она не вернется к этому занятию добровольно.

Именно поэтому, - говорит Жанна Шопина, - я считаю, что в младшем школьном возрасте оценки вредны!
Они закрепляется как ярлык. И вырастают хронические пофигисты или записные отличницы, что еще хуже, потому что они всю жизнь рвутся не столько за тем, чтобы сделать что-то хорошо, а за тем, чтобы оценили высоко.

КАК ПРАВИЛЬНО?
Вместо того чтобы вдалбливать в детскую голову некие истины, которые для взрослых очевидны, надо дать ребенку возможность увидеть результаты своих поступков.
Пусть даже ошибочных.
Не надо с ворчанием бросаться перемывать плохо отмытую чашку - лучше похвалите девочку за старание, а перемоете потом.
Ожидать, что ребенок с первых же шагов будет доводить все до конца, выдавать прекрасные результаты, наивно.
Дети познают мир, и по тому, как мир откликается, они судят и о себе тоже.

И, наконец, самая главная профилактика комплексов - это доверие. Искренний порыв ребенка, каким бы глупым он вам ни казался, нельзя высмеивать.
Если дочь мечтает стать балериной, это вовсе не значит, что она обязательно пойдет поступать в хореографическое училище.
Может быть, ей просто нравится балетная пачка или какая-то балерина. Но, если вы сразу же отреагируете словами: О боже, ну какой балет, если ты весишь 50 кг , - вы добьетесь только одного - в следующий раз она просто не поделится своими мыслями и мечтами.
А доверие - очень важная вещь в отношениям ребенка с родителями.
Подростку (и девочке особенно) очень важно знать, что он может обсудить свои проблемы с мамой.
Причем даже не столько обсудить, сколько выговориться - не получая оценок и осуждений.

Иногда легче передать свои ощущения в письменной форме, поэтому можно предложить девочке написать письмо (или начать вести личный дневник).
Или же, если подросток категорически не хочет сейчас делиться с вами, то вообще не надо заставлять его все рассказывать. Достаточно просто сказать: Если ты захочешь, я всегда рада тебя выслушать и помочь .

ВРЕДНЫЕ СЛОВА

  • Ничего нельзя делать тяп-ляп.
  • Если взялась за дело, то доведи до конца.
  • С тобой по-хорошему нельзя.

Текст составлен по источникам, находящимся в фонде библиотеки им. Н.К. Крупской.