Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Персоналии

Ф

Фромм Эрих

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 г. во Франкфурте-на-Майне в еврейской семье.
Юный Эрих намеревался в дальнейшем заняться изучением иудаизма.
Этому способствовал весь уклад семейной жизни - его мать была дочерью раввина, отец - внуком раввина.
Во Франкфурте Фромм посещал школу, в которой преподавались основы вероучения и религиозные традиции.
Но он не стал продолжать изучение религии, а отправился в Гейдельберг заниматься психологией и социологией.
Психоаналитическую подготовку он завершил в Берлинском институте, после чего открыл собственную частную клинику.

Широкая практика, общение с пациентами дали Фромму богатый материал для осмысления соотношения биологического и социального начал в формировании человеческой психики.
С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных предписаний и норм.
Эрих Фромм сделал вывод, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество и изоляция.
Он был уверен в том, что в каждый исторический период было характерно развитие индивидуальности, поскольку люди боролись за достижение большей личной свободы в развитие всех своих потенциальных возможностей.
Фромм считал, что перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит дилемма: невиданная свобода от жестких социальных, политических и экономических граничений потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму.
Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной всех трудностей в человеческом существовании.
Люди борются за свободу, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества.

Для преодоления чувства одиночества, собственной незначительности и отчужденности, сопутствующих свободе, человек выбирает один из путей.
Первый путь - это отказ от свободы и подавление своей индивидуальности. Фромм выделил несколько стратегий, используемых людьми, чтобы убежать от свободы.
Первая из них - авторитаризм - определяется как тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, для того чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным Я.
Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях.
Люди с садомазохистским типом характера, видя причины своих жизненных неудач и стремясь удалить их, направляют свою агрессию на человека, который и представляется им виновником всех бед.
Люди, одержимые мазохистскими тенденциями, проявляют в отношениях с окружающими зависть, подчиненность и беспомощность.
Они стремятся не делать того, чего им хочется, а подчиняться приказам внешних сил.
Часто они не способны испытывать чувство я хочу, чувство собственного Я, возводят на себя немыслимые напрасные обвинения, во всем стараются взять вину на себя, даже если они ни в чем не виноваты.
Садистские тенденции проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждаться тем, как они страдают.
Такой тип людей Фромм назвал авторитарной личностью.
Он утверждал, что у каждого человека присутствуют обе тенденции. Например, в военной структуре человек может подчиняться командам высших офицеров и унижать подчиненных. Второй способ бегства - деструктивность.
Человек с разрушительными чертами характера пытается преодолеть чувство неполноценности.
Как считает Фромм, разрушительность - это средство избавления от невыносимого чувства бессилия.
К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных возможностей.
В период же социальных переворотов и потрясений они выступают как основная сила, разрушающая все старое, в том числе и культуру.

По мнению Фромма, долг и патриотизм - это общераспространенные примеры деструктивных действий.
Став свободным, человек становится ответственным за свои поступки, мысли и выбор.
А если он не выдерживает груза этой ноши, то ищет убежища в стадном конформизме и слепо выполняет установленные нормьь
В данном случае люди ведут себя согласно общепринятым правилам.
Конформизм и подразумевает необходимость следовать за толпой, чтобы не быть отвергнутым, сохранить с людьми хорошие отношения или заслужить одобрение.
По Фромму, в противовес трем механизмам бегства от свободы существует опыт позитивной свободы, благодаря которой можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности. Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с обществом.
Он назвал вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой.
Достижение ее требует от людей спонтанной активности в жизни, которая особенно наблюдается у детей, привыкших действовать в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам.
Фромм считает, что ключевыми компонентами являются любовь и труд, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности.
В своей концепции Фромм стремится перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения на социальные факторы и тем самым как бы уравновесить два этих начала.
Он проанализировал типы социальных характеров и пришел к выводу, что человек может и должен противопоставить внешнему авторитету власти и анонимному авторитету общественного мнения свои собственные разум и волю.
То есть спасение от авторитарности во всевозможных ее видах Фромм видел в самостоятельности человека.

Способность быть несогласным - вот одно из условий свободы.
Но с другой стороны, свобода проявляется как протест. Свобода и способность протестовать неотделимы друг от друга, без них рост личности невозможен.
Эрих Фромм начинал свою исследовательскую деятельность в ту пору, когда на Западе считалось достойным писать о тайнах познания, о законах логики, о феноменологических правилах.
Фромм же на протяжении всей своей жизни сохранил верность антропологической теме.
Хотя ни в одной своей книге он не изложил в строгом систематическом виде собственные антропологические взгляды.
Но узловые моменты этой темы - природа и сущность человека, характер человеческой субъективности, становление человека - в его работах представлены отчетливо.
Одни и те же сюжеты переходят у него из работы в работу, обрастая все новыми и новыми аргументами. Фромм рассматривает очередную книгу как продолжение предыдущей. .

Оценивая человека как особый род сущего, Фромм подчеркивает: не стоит искать все новые и новые признаки его природы.
Человек- существо, не имеющее своей ниши, он принадлежит природе и в то же время отторгнут от нее.
Человек имеет трагическое представление о способах своего существования, и каждый конкретный индивид заново открывает эту истину.
Человек постоянно постигает глубочайшую драму своего бытия. И это оказывается для него не просто нагнетанием ужасов, а раскрытием его собственной субъективности.
Фромм распахнул огромное жизненное пространство, на котором человек представляет самого себя, и при этом подчеркнул: несмотря на то что человек обладает и телом и духом, мало что можно уяснить, если сконцентрировать внимание лишь на велениях его плоти.
По мнению Фромма, невозможно наблюдать человеческую природу как таковую.
Однако специфические ее проявления можно зафиксировать в конкретных ситуациях. В человеке обнаруживается много неповторимого - это его страсти.
Они трактуются Фроммом не как продукт инстинкта, ибо страсть отражает индивидуальность человеческого характера.

В работе Человек для самого себя Фромм выделяет: интенсивность страстей и стремлений - вот что поражает в человеке.
Они продиктованы вовсе не инстинктами, а отражают мир человеческого.
Именно в этих неодолимых возгласах плоти и духа обнаруживается нечто не животно-инстинктуальное, а специфически человеческое.
Потребности человека, как отмечает Фромм, выходят за рамки животных начал. Кто-то стремится к успеху и престижу, а кто-то, напротив, вынашивает аскетические идеалы.
Иной пытается властвовать, другой же ему подчиняется.
Этот набор ценностных установок Фромм называет системой ориентации и поклонения. Когда человек захвачен страстью, тогда, именно в этот момент, и открывается в нем все человеческое, надмирное и земное.

Эрих Фромм в своей работе Человек для самого себя, посвященной феноменологии человеческой души, вводит в сферу человеческой субъективности.
Человек, по его мнению, плохо адаптируется к социальным условиям, потому что он наделен страстями, побуждениями, вожделениями.
И может быть, именно в том, что он неуправляем, стихиен, и есть его спасение.
Фромм пытается переориентировать человека на постижение собственной индивидуальности, отличимости друг от друга. Речь идет о том, чтобы выявить здоровые, истинные потребности человека, которые в реальности нередко замещаются ложными вожделениями.
Как утверждает Фромм, ценности вырастают не из разума личности и не из глубин бессознательного. Их источник - богатейший мир человеческой субъективности, спонтанности.
Обращаясь к сочинениям европейских психологов, Фромм ищет в них прежде всего истолкования мотивов поведения и страстей человека.
Тем самым он подчеркивает, что в каждом авторе ему интересен прежде всего психолог, исследователь тонких механизмов психики.
А конкретные этапы человеческой истории Фромм оценивает по своеобразному критерию - мере человеческого счастья, благополучия и психической гармонии.

Фроммовский психологизм ориентирован не только на постижение интимного мира человека.
Как поведет себя человек в конкретной исторической ситуации, какой сделает выбор, какие способности в себе станет развивать, - вот те вопросы, которые предстоит решить этическому размышлению.
Поведение человека, подчеркивает Фромм, определяется целым рядом факторов.
Одни из них можно считать врожденными, например темперамент. Другие же качества приобретаются и оказываются достоянием человека как личности.
Эти способности и подводятся Фроммом под понятие характера. Он видит источник формирования характера в том, как человек вступает в контакт с окружающим миром вещей и людей.
Говоря о характере, Фромм подразумевает ту устойчивую психическую структуру человека, которая определяет направленность его поведения, мышления, чувств и поступков.
Он также выделяет специфические психологические механизмы, которые создают основу для различных типов ориентации, - мазохистского, садистского, деструктивистского и конформистского.
Развитие той или иной формы общения приводит к формированию социального характера.
Соответственно пяти формам социализации (мазохизм, садизм, деструктивизм, конформизм и любовь) возникает пять способов адаптации к социуму: рецептивный, эксплуатирующий, накопительский, рыночный и продуктивный.
Человек, по Фромму, свободен в выборе собственных жизненных установок. Главная же его идея - необходимость взращивания в человеке спонтанности.
Индивид способен воплощать, осуществлять сам себя в величественной точке саморазвития.

Эрих Фромм, опираясь на идеи психоанализа, стремился разрешить основные противоречия человеческого существования - между эгоизмом и альтруизмом, обладанием и бытием.
И пути выхода из кризиса цивилизации видел в создании <<здорового общества>>, основанного на принципах гуманистической этики, среди которых и любовь, а также восстановлении гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом.
Эрих Фромм прожил долгую, плодотворную и насыщенную жизнь.

Умер он в 1980 г. в возрасте 80 лет.

Источники: 100 великих психологов. - М.: Вече, 2004 - 432 с.
Степанов С.С. - Психология в лицах. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.
Холл К, Гарднер Л. Теории личности / пер. с англ. И. Гришпун.-М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999.-593 с.