Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Персоналии

Ф

Фехнер Густав Теодор

Густав Теодор Фехнер родился в городе Гросс-Заархен в Германии 19 апреля 1801 г.
Начальное образование он получил в гимназии в Гросс-Заархене, где особенно интересовался естественными науками.
В 1817 г. Фехнер поступил в Лейпцигский университет, где увлекся медициной, а также физикой и химией.
В 1822 г., после окончания университета, он стал более подробно заниматься физикой - в течение нескольких лет изучал механику и электричество.
Во время работы в Лейпциге Фехнер также переводил французские статьи по психологии на немецкий язык и в результате заинтересовался вопросами психологии.
В 1834 г. Фехнер был назначен заведующим кафедрой физики Лейпцигского университета во многом благодаря его исследованиям батарей гальванических элементов.
В это время он начал заниматься исследованиями субъективного восприятия цвета и остаточных изображений.
В 1838 г. он опубликовал две работы, в которых содержались результаты этих исследований.
Однако его зрение постепенно начало ухудшаться, т.к. в ходе экспериментальной работы Фехнеру приходилось подолгу наблюдать за солнцем через цветное стекло.
По этой причине, а также из-за серьезного нервного расстройства Фехнер был вынужден уйти в отставку.
В то же время Фехнер интересовался метафизикой и в 1835 г. опубликовал работу Книга о жизни после смерти под псевдонимом Доктор Мизес.
Его взгляды вызывали недоумение и критику среди мыслителей того времени, поскольку казались им несовременными и даже архаичными.
Фехнер был последователем объективного идеализма, считал, что сознание разлито во Вселенной, все небесные тела одушевлены, а материя - оборотная, теневая сторона психического.
Столкнувшись с неприятием своей теории материалистами, Фехнер поставил себе задачу доказать ее правильность, причем при помощи математики.
Постепенно он пришел к выводу, что если у Вселенной, начиная от планет и заканчивая молекулами, есть две стороны: светлая, или духовная, и теневая, или материальная, то между ними должно существовать и функциональное соотношение, выразимое в математических уравнениях.
Оставив работу в университете, ученый не прекратил свои собственные исследования.

В результате длительных поисков и размышлений ночью 22 марта 1850 г. Фехнер сформулировал закон, названный им законом Вебера, а впоследствии получивший названиезакона Фехнера.
Ученый определил логарифмическое соотношение между интенсивностью ощущения и интенсивностью физического раздражителя.
Он опубликовал этот закон в своей книге в 1851 г. Таблица логарифмов впервые в истории экспериментальной психологии была применена к феноменам психической жизни.
Этот закон впоследствии получил применение везде, где требовалось количественно измерить психологические суждения.

Фехнер стремился доказать, что психические явления реальны и их величины могут быть определены, как и количественные характеристики физических явлений.
Для этого он разработал методы едва заметных различий, средних ошибок, постоянных средних раздражений.
В дальнейшем, разрабатывая эти проблемы, Фехнер обнаружил, что увеличение интенсивности раздражителя значительно отличается от действия с постоянной интенсивностью.
Для проверки этих фактов он провел обширные экспериментальные исследования.
Их результаты он опубликовал в 1860 г. в книге Элементы психофизики.
В этой работе он предложил математические определения ощущений, времени реакции, ассоциаций и других феноменов душевной деятельности;
Эта его работа оказала огромное влияние на все последующие труды в области измерения и вычисления психических явлений.

В 1876 г. Фехнер опубликовал книгу Введение в эстетику.
Он попытался применить экспериментальные методы психологии в изучении эстетики.
В своей работе он обосновывал эстетическое с помощью объективных методов и пытался сформулировать вопросы красоты в научных терминах и предложил свои принципы понимания красоты.
Однако его вклад в этой области носил скорее методологический, чем теоретический характер, и принципы, которые он вводил, сейчас имеют только исторический интерес.
Изучая реакции людей на произведения искусства, Фехнер обосновал некоторые эмпирические методы, для чего использовал специально сконструированные упрощенные модели.
Эти методы - построение простых аналогов сложных композиций и проверка взаимосвязи между свойствами этих упрощенных форм и эстетических суждений - остаются до сих пор доминирующим подходом в психологии искусства.
Впоследствии эту стратегию переняли другие исследователи, например Биркхоф, который предложил математическую связь между эстетическими ценностями и порядком и сложностью произведений искусства, и Берлайн, который в своих исследованиях новой экспериментальной эстетики интерпретировал порядок и сложность в терминах, почерпнутых из теории информации и теории возбуждения.
Когда во время выставки в Дрездене рядом были выставлены два варианта Мадонны Гольбейна, Фехнер изучал предпочтения, выказываемые посетителями выставки.
При этом он впервые использовал в своих суждениях выводы непрофессионалов, ранее все подобные исследования основывались только на мнениях небольшой группы экспертов.
Большое внимание Фехнер уделял исследованию пропорций, и в частности так называемого золотого сечения.
В 1855 г. Цайзинг предложил считать это соотношение (13/8, или 1:1,618) фундаментальным законом эстетического суждения.
В свою очередь, Фехнер провел серию исследований, чтобы определить, какие пропорции максимально отвечают требованиям эстетики.
В ходе этих исследований он систематически изменял отношение сторон прямоугольных карточек и выяснял у испытуемых, какие пропорции для них наиболее привлекательны.
В дальнейшем он просил участников эксперимента самостоятельно рисовать прямоугольники, которые они полагали оптимальными.
Затем он измерял стороны этих прямоугольников, для того чтобы выяснить, насколько пропорции выбранных и нарисованных фигур соответствуют золотому сечению.

В 1882 г. он выпустил книгу, ставшую заключительной для его творчества.
В ней он подвел некоторые итоги своей деятельности, несколько пересмотрел и подытожил основные понятия психофизики.
Фехнер разделил последнюю на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя психофизика определяла закономерные соответствия между психическими и физическими явлениями, а внутренняя - соотношения между психическими и физиологическими явлениями.
Внутренняя психофизика не была обоснована математически.
Таким образом, то направление в своеобразном изучении органов чувств, которое создал Фехнер - психофизика, отлично от физиологии.
Объектом изучения психофизики являлась система отношений между психологическими фактами и доступными экспериментальному контролю, варьированию и измерению внешними раздражителями.

Густав Теодор Фехнер умер 18 ноября 1887 г. в Лейпциге.
Его научная работа стала значительным вкладом в психологическую науку. В числе некоторых других психологов он заложил основы экспериментальной психологии, а также повлиял на развитие в Германии психологии в целом.
Его теория являлась своеобразным синтезом метафизики и экспериментальных психологических исследований.
Теоретические принципы и экспериментальная работа Фехнера были представлены в достаточно строгой математической манере.
Это послужило образцом для его современников Гельмгольца, Маха и Фолькманна в том, что демонстрация рассмотрения психических процессов может соответствовать общепринятой форме научного рассуждения.
Те проблемы, которые затрагивал Фехнер в своей работе, все еще остаются предметом исследований.
Он обеспечил несколько методологических прорывов, значительно повлиявших на развитие психофизики.
Его подход оказал влияние на теорию регистрации сигналов, а его внутренняя психофизика интерпретируется сейчас как предвосхищение коннекционизма в когнитивных науках.

Источники: 100 великих психологов. - М.: Вече, 2004 - 432 с.
Степанов С.С. - Психология в лицах. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.
Ярошевский М.Г. История психологии.-2-е изд. перераб.-М.: Мысль, 1976.-463 с.