Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Персоналии

Л

Ладыгина-Котс Надежда Николаевна

Надежда Николаевна Ладыгина-Коте - одна из немногих отечественных психологов, получивших мировую известность и признание.
За рубежом редкая крупная монография по вопросам детской и сравнительной психологии обходится без ссылок на ее исследования, а некоторые содержат иллюстрации, заимствованные из ее трудов.
Однако многим современным отечественным психологам ее имя даже не знакомо.
Иной практик, столкнувшись с упоминанием ее работ - Приспособительные моторные навыки макака в условиях эксперимента (1926), Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян (1959) и др., - недоуменно пожмет плечами: Какое отношение все это имеет к моим профессиональным интересам, да и вообще к психологии?
Но в том-то все и дело, что труды Ладыгиной-Котс к психологии в ее исконном понимании имеют непосредственное отношение, и уж наверняка гораздо большее, чем многие опыты консультативно-терапевтической самодеятельности.
Ее работы приближают нас к пониманию подлинной природы человеческого поведения, а средством для этого служит сопоставление с механизмами поведения братьев наших меньших.
Не будем также забывать, что, например, нобелевский лауреат Конрад Лоренц, чей авторитет признан большинством психологов, пришел к своим научным выводам исключительно в результате опытов над животными.
Эксперименты над животными послужили основой целого направления психологической науки - бихевиоризма, большинство представителей которого отдали дань этим изысканиям - от одного из пионеров психологии Э. Л. Торндайка до Б. Ф. Скиннера, которого его соотечественники почитают крупнейшим психологом столетия.
Изучение поведения приматов составило важную страницу в научной биографии крупнейшего исследователя мышления, гештальтпсихолога В. Келера, а также Р. Йеркса, избранного в свое время президентом Американской психологической ассоциации.
Хотим мы того или нет, но психология - это не только эмпатия, трансакция и раппорт, но и инстинкт, рефлекс, инсайт... И мы никогда не поймем до конца человека, если не будем рассматривать его как звено в цепи живых организмов.
Тут для научного анализа наиболее важны не столько поведенческие параллели, сколько сугубо человеческая специфика, которую легче всего познать в сравнении. Исследованиям в этой области и посвятила свою научную работу Н. Н. Ладыгина-Коте.

Надежда Николаевна родилась 19 мая 1889 г. в Пензе в семье бывшего крепостного крестьянина, позднее известного учителя музыки и пения Пензенского реального училища.
Среднее образование она получила в Пензенской гимназии. В 1908 г. Надежда Николаевна поступила на Московские высшие женские курсы. Здесь она познакомилась с молодым преподавателем А. Ф. Котсом и вскоре вышла за него замуж.
Помимо естественных супружеских чувств, с мужем ее объединяли и общие интересы. А. Ф. Коте, вскоре ставший директором Московского зоопарка, был большим знатоком и любителем животных.
И в этой области, так же, впрочем, как и в любви к искусству, их интересы на всю жизнь переплелись.
Как символ этого увлечения центральное место на стене в ее кабинете на долгие годы заняли две старинные литографии: Диана с животными, любовно заглядывающими в ее лицо, и ангел, скорбящий над телами погибших птиц.
В этот счастливый период своей жизни Надежда Николаевна много путешествовала с мужем по Европе, посещая знаменитые музеи.
Впоследствии, в советскую эпоху, она ни разу не выезжала за рубеж, несмотря на то, что ей, как признанному специалисту, присылали персональные приглашения организаторы многих международных симпозиумов и конгрессов.
В 1913 г. Н. Н. Ладыгина-Коте основала Лабораторию сравнительной психологии в Музее эволюционной истории. Здесь она проводила эксперименты с макаком-резусом, собаками, попугаями и шимпанзе Иони.
При изучении познавательных возможностей Иони она применила изобретенный ею метод выбора на образец.
Впоследствии этот метод получил широчайшее распространение, в том числе и в исследованиях интеллекта взрослых людей и детей, хотя сегодня мало кто помнит имя автора этого метода.
С его помощью Ладыгина-Коте в экспериментах, проводившихся с 1913 по 1916 г., установила, что шимпанзе обладают способностью к отождествлению различных признаков предмета и к элементарной абстракции.

Ее первая книга, написанная по итогам этой работы, - Исследование познавательных способностей шимпанзе (1923) - привлекла внимание крупнейших ученых Европы и Америки.
Дальнейший углубленный анализ поведения шимпанзе дал материалы для будущего сравнения с аналогичными, но сугубо человеческими проявлениями психической жизни ребенка.
Тут необходимо некоторое уточнение.
Многие психологи, наслышанные об этом исследовании Ладыгиной-Коте, убеждены, что она одновременно воспитывала и наблюдала шимпанзе и своего родного сына, чуть ли не кормила их за одним столом. Как ни эффектно выглядит этот образ, он, однако, относится к области научных мифов.
Эксперименты с шимпанзе были закончены по причине его смерти еще в 1915 г., а сын Ладыгиной-Коте Рудольф родился десять лет спустя, в 1925 г., и здравствует поныне.
Детальное сравнение особенностей свободного поведения шимпанзе и ребенка в возрасте от полутора до четырех лет было выполнено на основе многолетнего анализа дневниковых записей, документированных сотнями фотографических серий, которые мастерски выполнил А. Ф. Коте.
Написанная по этим материалам монография Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях увидела свет в 1935 г., была переведена на многие языки и принесла Н. Н. Ладыгиной-Коте мировую славу.
Во французской энциклопедии тех лет данные, полученные Ладыгиной-Котс, приводились вслед за изложением исследования Ч. Дарвина О выражении эмоций у животных и человека.

Наряду с тем, что Ладыгиной-Коте удалось показать некоторое сходство между психикой обезьяны и человека, определяемое единством развития жизни в процессе эволюции организмов, она тем не менее убедительно продемонстрировала принципиальное отличие конкретно-чувственного предметного мышления шимпанзе, основывающегося на использовании пространственно-временных связей, от абстрактного обобщенного мышления человека, вскрывающего причинно-следственные отношения.
Было отмечено раннее проявление способности к абстрагированию у двух-трехлетнего ребенка, связанное с развитием речи.
Постоянно повторяемый вывод таков: основные психические процессы человека и приматов качественно различны; эти различия определяются существованием человека в социуме, то есть качественно своеобразная психическая жизнь человека социальна по своему происхождению и по своей сущности.

Внимание Ладыгиной-Коте привлекали не только приматы.
Она наблюдала за поведением животных разнообразных видов в Московском зоопарке. Однажды за этим занятием ее застал прогуливавшийся там В. В. Маяковский, в ту пору уже признанный поэт.
Он был потрясен ее красотой и серьезностью. Где-то среди его строк есть упоминание о красавице, которая, пристально наблюдая за зверьками, не обращает внимания на поэта. Как бы там ни было, поэт и ученая дама обменялись письмами.
Наблюдения в зоопарке были вызваны интересом исследовательницы к проблеме инстинкта. Начиная с 1920 г. ею было проведено 30 000 опытов по этой проблеме.
Их результаты Ладыгина-Коте обобщила в монографии Инстинкт, которая, однако, так и не была напечатана.

Важнейшие результаты исследований, показавших, с одной стороны, значительность инстинктивной базы поведения приматов, а с другой - огромные резервы развития и появления совершенно новых, складывающихся в ходе индивидуального опыта форм реализации инстинктивного поведения, были представлены в книге Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян.
История издания этого фундаментального труда характерна для того периода, когда научная литература подвергалась шаблонизации в ходе формального, идеологизированного редактирования.
От момента завершения книги автором до ее выхода в свет прошло почти 10 лет. Это объясняется тем, что после павловской сессии двух академий в область психологии стала агрессивно вторгаться физиология высшей нервной деятельности.
Многие ее представители усмотрели свою общественную миссию в материализации психологии.
Остро встал вопрос о самом существовании психологии как науки.
В острейших дискуссиях с физиологами психологи вынуждены были идти на существенные уступки, ибо понимали, что общественная ситуация складывается не в их пользу.
Однако постепенно дискуссии стали приобретать более академический характер, начал угасать <<разоблачительный>> пафос критики психологии и психологов.
Именно в этой атмосфере борения умов шла подготовка к изданию книги. Первую половину редакционного десятилетия рецензенты из числа представителей физиологии высшей нервной деятельности работали с Ладыгиной-Коте как с человеком якобы научно отсталым, которому просто необходимо почитать труды Павлова и ученых его школы, чтобы правильно (т.е. с позиции теории условных рефлексов) проанализировать и оценить полученные данные.

Ладыгина-Коте высоко ценила И. П. Павлова и его научный вклад, она не раз ссылалась на его работы, в частности на данные, полученные им и его сотрудниками в экспериментах с обезьянами, но в собственной работе она оставалась прежде всего психологом.
Именно с этой позиции она старалась преодолеть острую дискуссионность периода подготовки рукописи к изданию.
Рецензенты с кругозором начинающего аспиранта наставляли ученого с мировым именем.
Поучительные беседы длились по несколько часов кряду при всегда неизменной доброжелательности и любезности Ладыгиной-Котс.
Судя по всему, эти беседы были действительно поучительны: рецензенты получали много полезного для своего научного и человеческого развития, и представление о том, что перед ними <<упрямый монстр из мрачного допавловского прошлого>>, сменилось искренним уважением.

Книга готовилась и вышла в свет в период работы Ладыгиной-Коте в секторе психологии Института философии АН СССР, куда она была приглашена в 1945 г. С. Л. Рубинштейном на должность старшего научного сотрудника.
Именно С. Л. Рубинштейн и сотрудники возглавляемого им сектора, преодолевая зачастую немалые трудности, помогли издать три последние книги психологии Всесоюзного общества психологов (этой секцией руководила Ладыгина-Коте) - получили возможность вести свои исследования ученики Ладыгиной-Котс - К. Э. Фабри и М. А. Герд.
Первый известен как автор уникального учебника по зоопсихологии, знакомого всем получившим фундаментальное психологическое образование.
Последняя получила признание как ученый, подготовивший к космическим полетам собак Белку и Стрелку, а также как автор множества работ по теории и практике дрессировки.
Научные изыскания Н. Н. Ладыгиной-Коте внесли значительный вклад в теорию общей, сравнительной и возрастной психологии.

Источники: 100 великих психологов. - М.: Вече, 2004 - 432 с.
Степанов С.С. - Психология в лицах. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.
Ярошевский М.Г. История психологии.-2-е изд. перераб.-М.: Мысль, 1976.-463 с.