Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

<МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Персоналии

М

Милль Джон Стюарт

Джон Стюарт Милль родился 20 мая 1806 г. в Лондоне в семье известного экономиста и философа Джеймса Милля.
Будущий ученый получил домашнее образование, в процессе которого смог по большей части самостоятельно развить многочисленные природные способности.
По окончании образования он активно включился в политическую жизнь своей страны, став членом палаты общин.
В 1844 г. Милль познакомился с основателем позитивизма Огюстом Контом и увлекся его идеями.

Все основные положения контовской системы Милль заимствовал и развил в своем главном труде Система логики.
Отец Милля был также и известным психологом, чей труд Анализ феноменов человеческого ума (1829) в свое время приобрел широкую известность.
В этой работе Милль-старший следовал в определенной степени механицизму и ассоцианизму. Он представлял сознание как своего рода машину, не имеющую врожденных структур и содержаний.
Именно эту идею и развил впоследствии Милль-сын.
Джеймс Милль был сторонником так называемой ментальной философии (как тогда называлась психология) и считал, что методы метафизики не могут дать достоверного познания.
Милль-отец предложил использовать в психологии метод естественных наук.
Это предложение вполне соответствовало общему духу позитивизма, по причине чего Милль-сын поддержал предложение отца.
Однако между позициями двух мыслителе и существует расхождение, а именно: отец представлял себе психологию как интеллигибельную (умопостигаемую) физику, которая может быть построена по принципам общей физики и может объяснять с их помощью процесс познания.
Сын же представлял себе психологию как ментальную химию, основанную на принципах общей химии и более занимающуюся не познанием, а собственно устройством мозга и его функциями.
Милль-сын предполагал в своей ментальной химии расчленить сознание человека на части вплоть до первоначальных, исходных элементов, а затем сравнить их с соответствующими химическими элементами при помощи процедур, аналогичных применяемым в химии.
Аналогия с химией, как считал Милль, позволит объяснить возможность появления продуктов ума, ничем не напоминающих свои исходные чувственные компоненты (нечто подобное химическим реакциям, сопровождающимся освобождением новых химических веществ).
Синтез новых компонентов дает не просто новые, а качественно новые результаты, что для познания психических явлений чрезвычайно важно.
При помощи подобных ассоциаций психических и химических процессов можно объяснить, например, почему совокупность многообразных человеческих ощущений воспринимается в виде простого и единого ощущения (например как вкус лимона: совокупность желтого цвета, специфической формы, сока и кислоты, вызывающей спазм и слюнотечение в ротовой полости).
Подобные явления обусловлены сложными стимулами, каким-то необъяснимым образом синтезирующими свои следствия в одно ощущение.
Милль и его коллеги предполагали, что разложение названных единых ощущений на составляющие первичные элементы поможет наконец раскрыть тайну психики.
Эти первичные атомы, складываясь в самые разнообразные комбинации, образуют то, что мы называем сознанием и психической деятельностью мозга.
Ученые намеревались отыскать и научно определить каждый из возможных <<атомов>> и составить из них своего рода таблицу, которая бы по своей структуре напоминала таблицу химических элементов.
Рассматривая таким образом все проявления человеческого мышления и психики как совокупность атомарных процессов, Милль пришел к психологизму во всех своих воззрениях.
Это неудивительно, ведь любая из наук, будь то науки гуманитарные или естественные, коренится в способности человека к мышлению и познанию.
Поэтому все выработанное человечеством знание: и существующее на сей день, и то, которое еще только будет создано в будущем, согласно концепции Милля, представляет собой не что иное, как эффекты действия психологических законов.
Механизм, при помощи которого множество различных по природе ощущений соединяются в единое, был назвал ассоциацией.
Исходя из нее, Милль пытался трактовать все феномены человеческого бытия, мышление людей, а также разрешать различные проблемы.

После выхода в свет работы Система логики творчество Милля и его идеи стали известны по всей Европе.
Теория научного исследования, предложенная в этом труде, оказала значительное влияние на целый ряд наук.
В этой книге Милль сделал важный для психологии шаг, рассмотрев познавательную работу разума не как следствие закона ассоциации идей, а как следствие особого устройства логического мышления, в основе которого лежит некая структура, или каркас, в соответствии с которыми образуется знание.
Эти структуры надиндивидуальны, т.е. являются общими для всех людей и представляют собой достояние рода.
При помощи логического каркаса регулируются процессы познания, которые представляют собой накопление индивидуальных содержаний поверх надиндивидуальных схем.
Вся система психологических явлений в ее генетическом аспекте оказывается уподобленной формальной логике с ее совокупностью правил построения суждений и выведения умозаключений.
Подобное объяснение в истории психологии было осуществлено впервые, т.к. до сих пор сама логика объяснялась, преимущественно исходя из субъективно-психологических особенностей человека.
Такой подход оказался более плодотворным и был позднее развит последователями и коллегами Милля, в частности Гельмгольцем и Сеченовым.
Логика, благодаря учению Милля, отныне перестала рассматриваться исключительно как одна из философских дисциплин и стала интересовать ученых как проблема реализации логического вообще в субъективном пространстве индивида.
Исходя из первенства логического с его законами по отношению к знанию и идейному миру, существующему в мышлении каждого человека, предположение о существовании доопытного знания было опровергнуто.

Все знание, которое имеет человек, по Миллю, получено им исключительно из опыта.
Поэтому вся психология должна переключиться с попыток отыскать априорные (доопытные) структуры знания на прояснение результатов опыта.
В доказательство этого требования Милль приводит следующие аргументы: прежде всего, в мышлении каждого человека существуют определенные законы, которые отличаются от законов развития материального мира.
Единственное сходство этих законов - их повторяемость, наличие причинности и возможность выявления из опыта.
Эта совокупность законов нуждается в изучении особой наукой, как обозначает ее Милль, наукой об уме.
Этой наукой и должна была стать психология как отрасль знания, позволяющая исследовать роль психики как особой детерминанты жизнедеятельности человека.
Провозгласив науку об уме специфической отраслью знания, Милль тем самым резко отграничил все психическое от материального, все процессы, протекающие в психике, от материальных процессов.
Их отличает не только сущность (субстанция материального не есть субстанция духовного), но и возможность познавания.
Ведь логическое, как считает психолог, принципиально не может быть выведено из физиологического устройства мозга и нервной системы.
Следовательно, недопустимо отыскивать законы психического в физическом, но только путем наблюдения за психическими явлениями индивида в их естественной последовательности.
Наиболее адекватным путем изучения при этом Милль называет самонаблюдение и самоанализ.
С их помощью ученый сможет уловить закономерности психической жизни и зафиксировать их через вербализацию.

В течение всей жизни Милль активно участвовал в общественно-политической жизни страны. В 1858 г. он отошел от активной деятельности в связи со смертью своей жены.
Но через пару лет снова окунулся в политическую жизнь и даже был избран членом британского парламента.
Свободное время Джон Стюарт Милль проводил во французском городе Авиньоне, где и умер 8 мая 1873 г.
Взгляды Джона Стюарта Милля оказали существенное влияние на первых теоретиков западноевропейской экспериментальной психологии, в частности на Вильгельма Вундта, который продолжил развитие тезиса Милля о том, что психология должна представлять собой науку, использующую наблюдение и эксперимент для изучения законов, внутренне присущих сознанию человека.

Источники: 100 великих психологов. - М.: Вече, 2004 - 432 с.
Степанов С.С. - Психология в лицах. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.
Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдов и др.-2-е изд. перераб. и доп.-М.: Педагогика-ПРЕСС, 1998.-440 с.