Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Персоналии

С

Сонди Леопольд

Известный психолог, создатель оригинальной теории судьбоанализа родился 11 марта 1893 г. в еврейской семье в городе Нитра, который ныне расположен в Словакии, а в те времена принадлежал Австро-Венгерской империи.
На рубеже веков семья перебралась в Будапешт, где Леопольд Сонди прожил почти полвека, на основании чего многие исследователи его творчества называют его венгерским психологом.
В Будапеште Леопольд учился в гимназии. Получив аттестат зрелости, Сонди решил стать врачом, поскольку, будучи евреем по национальности, он был ограничен в выборе профессии, а медицина в то время была для евреев доступна.
...Перечитывая своего любимого Достоевского, Сонди делает одно из первых своих открытий: Достоевский потому психологически очень тонко понимает и описывает поведение своих обычных героев - преступников и блаженных, что сам предрасположен к реализации глубоко скрытых в нем личностей убийцы и святого.
Сонди предположил, что такая предрасположенность могла быть обусловлена наследственным генофондом.
Много лет спустя эта юношеская гипотеза нашла подтверждение в теориях французского литературоведа А. Труайя.
В написанной им биографии Достоевского приведены примеры из жизни предков писателя, среди которых действительно были и убийцы и блаженные.
Отдав дань Первой мировой войне - отслужив в армии четыре года в качестве лейтенанта медицинской службы на русском фронте,- Сонди в 1919 г. завершил медицинское образование и открыл частную практику в Будапеште, а с 1924 г. успешно совмещал ее с работой в поликлинике Аппони в качестве ассистента отделения неврологии и психиатрии.

С первых же дней работы Сонди увлекается экспериментальной психологией, которой стал заниматься в лаборатории доктора Пауля Раншбурга.
Раншбург в это время проводил исследования в области психодиагностики, благодаря чему свои первые шаги в работе над своим, впоследствии знаменитым, тестом Сонди сделал под компетентным руководством.
В это время, постоянно общаясь с людьми, страдающими нервными и душевными расстройствами, он обдумывает мысль о семейной обусловленности психических болезней.
Более того, психопатология, по его непосредственным наблюдениям, накладывает характерный, и иногда очень сильный, отпечаток на внешний облик больного.
Лаборатория, в которой работал Сонди, предоставляла богатейший материал для исследований, поскольку находилась в здании школы для умственно отсталых детей.
Сонди в подтверждение своей теории предпринял попытку проследить генеалогию каждого ребенка, дополняя ее данными биохимических и эндокринологических исследований.
Занимаясь подобного рода исследованиями, Сонди с удивлением для себя открыл, что брачный выбор партнера зачастую подсознательно диктуется тягой к партнеру с аналогичной латентной или явной патологией.
Сонди назвал подобный бессознательный выбор генотропизмом, чему и была посвящена его первая получившая известность книга Анализ брачных союзов, написанная и выпущенная в 1937 г.
В это время Сонди принимал активное участие в международных психоаналитических конференциях и съездах, где, в частности, познакомился с Анной Фрейд и с видным фрейдистом Августом Айххорном.

В исследованиях Сонди заметно сильнейшее влияние фрейдовского психоанализа и аналитической психологии Юнга.
Это влияние выразилось в своеобразном развитии идей классиков психоанализа: он ввел в теорию глубинной психологии понятие родовое бессознательное.
Располагая это понятие между личным бессознательным, выдвинутым Фрейдом, и коллективным бессознательным, впервые описанным Юнгом, Сонди находит проявление родового бессознательного во влиянии, какое оказывает наследственность, род предков на судьбу человека.
В психологической теории до Сонди доминирующим фактором в развитии психики считалась внешняя среда.
Именно воздействия внешней среды, в соответствии с принятыми в то время теориями, вызывали вынужденные реакции организма, необходимые для приспособления к создавшимся условиям.
Реакции, которые приводи ли к успешной адаптации, закреплялись и обусловливали внутренние изменения в организме, способствующие формированию определенного типа поведения.

Сонди был одним из первых психологов, кто направил внимание своих коллег в русло наследственного характера закрепленных форм поведения.
Так, он полагал, что в закодированном виде, переданном по генотипу, психика младенца уже имеет набор приспособительных реакций, которые в свое время обеспечивали существование его предков.
В родовом бессознательном, понятии, введенном в психоаналитический обиход Сонди, наследственность проявляется прежде всего в формировании так называемого архетипа, под которым Сонди понимал образ предка, в соответствии с которым, и никак иначе, необходимо действовать.
Согласно Сонди, конечная цель фигуры предка заключается в том, чтобы полностью повториться в жизни потомка в той же самой форме экзистенции, в которой она один или несколько раз проявила себя в истории целого рода.
Влияние родового бессознательного в жизнедеятельности человека оказывает влияние на весаспекты жизни: определяет безотчетный (подсознательный) выбор человеком профессии и хобби, друзей, супруга и даже формы смерти (например известен тот факт, что Хемингуэй застрелился из того же самого ружья, что и его отец).
Однако родовое бессознательное, содержащее в себе определенное влияние предков, генетической детерминации в развитии психики каждого человека, не означает его изначальной предопределенности.
По мнению Сонди, родовое бессознательное не следует фатализировать, поскольку каждое побуждение изначально двойственно, амбивалентно, а значит, имеет, как минимум, две возможности своей реализации.

На практике Сонди видел следующий исход реализации родового бессознательного: психологу в своем анализе необходимо внимательно изучить обе тенденции, чтобы на этом основании помочь человеку сделать выбор и закрепить на жизненной сцене наиболее благоприятный и соответствующий его возможностям план судьбы.
Суть так называемой судьботерапии состоит в освобождении человека от навязанной ему формы судьбы и предоставлении свободы выбрать свою судьбу, как минимум, из двух возможностей.
Всемирную известность в психологических кругах принес Сонди тест, который был опубликован им в 1939 г.
Вторая мировая война на некоторое время заморозила применение этого метода, который стал широко использоваться практически лишь в конце сороковых.
При создании теста Сонди исходил из своих уже сформулированных и проверенных на практике представлений о наследственно обусловленной склонности человека к определенным формам патологии и о проявлении патологии во внешнем облике человека.
В качестве используемого материала Сонди выбрал 48 фотопортретов психически больных 8 категорий (эпилепсия, истерия, садизм, гомосексуализм, кататония, параноидная шизофрения, депрессия, мания).
Испытуемому шестикратно предъявляются наборы из 8 фотографий (по одной из каждой категории) и в каждом предлагается указать два наиболее и два наименее понравившихся лица.
По мнению Сонди, если четыре и более портретов одной категории получили положительную или отрицательную оценку, то данную диагностическую область признают значимой для обследуемого.
В принципе, широкое использование теста в клинической практике породило серьезные сомнения в действительности полученных при его помощи результатов.
Тем не менее сам принцип, положенный в основу теста, был продуктивно использован многими психологами.
Так, Мартин Ахтних на основе теста Сонди разработал собственный портретный тест профессиональных склонностей.

В отечественной психологии, используя стимульный материал Сонди, был разработан так называемый социально-перцептивный интуитивный тест, используемый для выявления трудностей в межличностных отношениях и ценностных ориентации.
В это время принадлежность к еврейской национальности в Венгрии стала серьезным поводом для опасений за жизнь, но Сонди удалось спастись из нацистской Венгрии.
По условиям тайной сделки союзников с Гиммлером, 1800 венгерских евреев, среди которых было много интеллектуалов, получили возможность выехать из страны.
Однако переговоры затягивались, и Сонди провел долгие месяцы заключения в лагере для перемещенных лиц под Веной, терзаясь мыслями о своей дальнейшей судьбе.
В начале декабря 1944 г. Сонди получил разрешение выехать в Швейцарию.
По приглашению известного практика доктора Оскара Фореля он получил должность ассистента в известном психиатрическом профилактории в Пранжино.
Оттуда он еженедельно наведывался в Цюрих, где читал лекции в Институте прикладной психологии.
Потом он окончательно переехал в Цюрих, а в 1959 г. получил швейцарское гражданство.
В Швейцарии у Сонди нашлись последователи, объединившиеся в общество под его руководством.

В 1953 г. к 60-летнему юбилею Сонди общество выпустило сборник трудов Сондиана, который впоследствии был выпущен как полноценное периодическое издание.
Однако попытки отечественных энтузиастов, которых в России насчитывается несколько десятков, наладить в начале девяностых выпуск Сондианы не увенчались успехом из-за отсутствия необходимых финансовых средств, вследствие чего имя Сонди для большинства отечественных психологов ассоциируется исключительно с его знаменитым, хотя и недолговечным, тестом.

Умер Леопольд Сонди в 1986 г.

Источники: 100 великих психологов. - М.: Вече, 2004 - 432 с.
Степанов С.С. - Психология в лицах. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.
Психология: словарь / под ред. А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский.-2-е изд. испр. и доп.-М.: Политиздат, 1990.-495 с.