Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

<МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Персоналии

Ш

Шпильрейн Исаак Наятульевич

Судьба семьи Шпильрейн - одна из наиболее драматичных и в то же время показательных страниц в истории российской психологии XX в.
Сабина Шпильрейн>, входящая в круг крупнейших деятелей психоаналитического движения, пережила на родине разгром научного направления, в которое она внесла весомый вклад, а впоследствии погибла от рук немецких палачей.
Не менее яркой фигурой в психологии был и ее брат Исаак Шпильрейн -основоположник отечественной психотехники.
Ему также пришлось пережить ликвидацию научной отрасли, разработке которой он посвятил самый продуктивный этап своего творчества. И его жизнь оборвалась в застенке.

Исаак Нафтульевич Шпильрейн родился 27 мая 1891 г. в Ростове-на-Дону.
Его родители были высокообразованными людьми, отец в послевоенные годы активно работал в обществе <<Долой неграмотность>>.
Атмосфера в доме была насыщена литературой и музыкой.
По заведенному распорядку в определенные дни недели в доме говорили на каком-нибудь иностранном языке.
В итоге Исаак в совершенстве овладел 11 языками, легко воспринимал и усваивал новые.
Исаак, помимо Сабины, имел еще одну сестру - Эмилию, которая умерла в детстве, и двух братьев - Яна и Эмиля, которые, как и он, стали крупными учеными и также разделили его трагическую судьбу - погибли в ГУЛАГе.
Еще в гимназические годы Исаак Шпильрейн включился в революционную деятельность.

В 1906-1909 гг. он состоял в партии эсеров. В 1907 г. в родительском доме был учинен обыск. Вероятно, прокламации, распространением которых активно занимался Исаак, в тот раз найдены не были.
Тем не менее он был исключен из гимназией.
С большим трудом отцу удалось отправить его для продолжения образования в Париж. Вернувшись в Россию в 1909 г., Исаак успешно сдал экзамены на аттестат зрелости.
Дальнейшее его обучение проходило в одном из старейших университетов Германии - в Гейдельберге.
Философским наставником его был Г. Коген (примерно в те же годы у Когена учился другой будущий крупный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, а также Б. Л. Пастернак).
Проучившись один семестр на философском факультете, Шпильрейн перешел на психологическое отделение, сделав окончательный выбор будущей профессии.
Психологическое образование он продолжил в Лейпциге под руководством В. Вундта.

Будучи студентом Лейпцигского университета, он провел первое самостоятельное психологическое исследование, выявляющее зависимость физического развития ребенка от условий его воспитания.
Результаты этого исследования легли в основу диссертации, успешно защищенной И. Шпильрейном в 1914 г.
Начавшаяся мировая война застала И. Шпильрейна в Германии. Как российский подданный он был интернирован. Это положение, однако, не сильно его стесняло.
Он продолжал исследования, а результаты одной из работ О трудных числах и вычислительных задачах были опубликованы в немецком журнале.
Это была статья, посвященная запоминанию чисел. Автору удалось выявить чувственную окрашенность некоторых чисел, которая выступает одним из условий их узнавания и запоминания.
Было обнаружено, что при выполнении счетных операций наибольшие затруднения возникают с цифрами 3, 7 и 9.
Шпильрейн отмечал, что это связано со специфическим чувственным тоном, который возникает при восприятии конкретных цифр и реагировании на них.
Интерес к математическим способностям человека и формированию счетных операций сохранился у него на протяжении всей жизни и проявился в оригинальных замыслах, которые, однако, автор не успел завершить.

В 1919 г., отвергнув заманчивое предложение возглавить кафедру философии и психологии в Австралии, Шпильрейн с женой и дочерью решил вернуться на родину. Ехать пришлось кружным путем. Проезжая через, Австрию, он имел встречу с 3. Фрейдом, которая, однако, не оказала существенного влияния на его научное мировоззрение.
Проехав Италию и Турцию, семья наконец попала в Тифлис. В ту пору в независимой Грузии интересы РСФСР представляло Постоянное представительство, которое возглавлял С. М. Киров.
Шпильрейн был зачислен в штат представительства переводчиком. Здесь, в Тифлисе, он в 1920 г. вступил в РКП(б).
В 1921 г. он был переведен в Москву, где получил должность ответственного корреспондента, а затем исполняющего обязанности заведующего информационным подотделом Наркомата иностранных дел.
В круг его обязанностей входила оперативная (как правило, в течение ночи) подготовка обзора иностранных газет для наркома Г. В. Чичерина.
Интересно, что Шпильрейна, обладавшего исключительными лингвистическими способностями, часто приглашали в качестве эксперта для установления национальности и места жительства отдельных лиц по особенностям их диалекта.

В 1922 г. Шпильрейн смог вернуться к работе по специальности.
В 1923 г. он организовал психотехническую лабораторию при Наркомате труда, вошедшую в 1925 г. в состав Московского государственного института охраны труда.
В это же время он создал секцию психотехники в Институте психологии.
В институте охраны труда, обладавшем хорошей финансовой базой и возможностью приобретать необходимую аппаратуру, велись практически направленные научные исследования.
Секция психотехники в Институте психологии имела целью проведение экспериментальных и теоретических исследований.
В качестве основных направлений психотехнической работы Шпильрейн выделял изучение профессий, профотбор и профконсультацию, рационализацию условий труда, повышение эффективности пропагандистской деятельности.
Фактически психотехника охватывала широчайшую сферу прикладных психологических проблем. Конкретные исследования Шпильрейна были посвящены решению насущных практических вопросов.
Он разрабатывал профессиограммы, консультировал предприятия по переводу на новые режимы работы, в частности на семичасовой рабочий день, создавал методики отбора для Красной Армии.
Круг его интересов выходил за пределы той широкой сферы, которую охватывала психотехника.

Его книга Язык красноармейца (1928) содержит интересное социолингвистическое исследование, фиксирующее особенности языка военных той поры.
В книге, в частности, приведены опросники, применявшиеся при изучении пассивного словаря красноармейцев.
Каждый вопрос сопровождался рядом фиксированных ответов, из которых только один правильный. В опросник включены фамилии руководителей партии: И. В. Сталина, Н. И. Бухарина, Г. Е. Зиновьева, Л. Д. Троцкого, Л. Б. Каменева и др.
Вот как звучал, например, вопрос о Сталине: Кто такой Сталин? - Анархист, коммунист, меньшевик, эсер.
За подобную вольность в обращении с исследовательским материалом, вполне допустимую в середине двадцатых, впоследствии пришлось дорого заплатить.
Небезынтересным представляется также социально-психологический этюд О переменах имен и фамилий (1929). В нем Шпильрейн анализировал случаи немотивированной перемены фамилии.
В результате его подсчетов оказалось, что перемена фамилии с русской на еврейскую в 20-х гг. была более частым явлением, чем перемена фамилии с еврейской на русскую.
К сожалению, проанализировать побудительные механизмы такого выбора не представлялось возможным.
Однако он однозначно свидетельствовал: об антисемитизме в Советской России той поры и речи не было.

Но основные интересы ученого лежали в области психотехники.
На Первой всесоюзной конференции по психофизиологии труда и профотбору (Москва, 1927), организатором которой выступил Шпильрейн, было принято решение о создании Всероссийского общества психотехники и прикладной психофизиологии, ставшего позже всесоюзным.
К 1934 г. оно насчитывало в своих рядах свыше 900 членов. Шпильрейну как председателю общества удалось наладить выпуск журнала Советская психотехника. Он стал его главным редактором.
Именно через психотехнику советская психология вышла в ту пору на международный уровень.
Шпильрейн был членом президиума Международного психотехнического общества вместе В. Штерном и А. Пьероном.
Кстати, в теоретическом плане он считал себя последователем Штерна, о чем открыто заявил в 1930 г. на съезде по изучению поведения человека.
Впрочем, он был советским ученым и не раз выступал против <<ошибочных установок психотехников капиталистических стран>>.
Отмечал он и особенности советской психотехники в реконструктивный период.
Но это оказалось недостаточной страховкой в условиях развернувшихся гонений на психотехнику.
Дело было в том, что проблема индивидуально-психологических различий, со всей очевидностью обозначившаяся в психотехнических исследованиях, была мало совместима с официальными идеологическими установками.

В октябре 1934 г. вся разветвленная система психотехнических учреждений была разгромлена. Приказом Совнаркома были ликвидированы 29 научно-исследовательских институтов, закрыт журнал.
25 января 1935 г. И. Н. Шпильрейн был арестован по обвинению в антисоветской деятельности. Первоначально он был приговорен к пяти годам заключения.
Поводом послужила уже упоминавшаяся брошюра Язык красноармейца, материалы которой были расценены как идеологическая диверсия. Шпильрейн, находясь в заключении, активно добивался пересмотра своего дела.
И оно было пересмотрено.

В 1956 г. его дочери была выдана справка о том, что И. Н. Шпильрейн умер в заключении 3 июля 1941 г.
Опираясь на эту дату, многие источники так и исчисляют годы жизни И. Н. Шпильрейна.
Лишь в недавнее время в архивах КГБ была найдена информация о том, что И. Н. Шпильрейн по обвинению в антисоветской деятельности был приговорен к расстрелу 26 декабря 1937 г. Приговор был приведен в исполнение в тот же день.

Источники: 100 великих психологов. - М.: Вече, 2004 - 432 с.
Степанов С.С. - Психология в лицах. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.
Ярошевский М.Г. История психологии.-2-е изд. перераб.-М.: Мысль, 1976.-463 с.